Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Авиадиспетчеры предупреждали экипаж самолета AZAL, который потерпел крушение под Актау, о введении плана «Ковер» в Грозном. Об этом говорится в предварительном отчете о расследовании причин крушения, опубликованном минтрансом Казахстана. В документе также отмечается, что повреждение гидравлических систем, которое привело к потере управления, вызвано «внешними объектами». В минтрансе республики подчеркнули, что проведенное расследование не предполагает установления чьей-либо вины или ответственности. На практике выяснение всех обстоятельств авиакатастроф может занять в среднем от одного года до трех лет, отмечают эксперты.

Что опубликовано в предварительном отчете

Предварительный отчет о крушении самолета AZAL под Актау содержит 53 страницы. Согласно документу, региональный центр Единой системы организации воздушного движения в Ростове-на-Дону информировал экипаж азербайджанской авиакомпании AZAL о введении плана «Ковер» в Грозном. План «Ковер» — это режим закрытого неба для всех летательных аппаратов и приказ на немедленную посадку или выведение из определенной зоны всех находящихся в воздухе самолетов или вертолетов.

В документе говорится, что экипаж сообщал о сильном ударе и взрыве в районе задних кресел, а также о дефиците кислорода в салоне, предполагал взрыв кислородного баллона. Перед падением борт хаотично менял траекторию полета, наблюдались резкий набор и снижение высоты. А первоначальный осмотр фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления.

Казахстан. Актау. Обломки пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines.
Фото: TASS/AP/Azamat Sarsenbayev

Кроме того, схожие повреждения обнаружили на левом двигателе и левом крыле, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. Гидравлические системы и электропроводка управления привода стабилизатора были повреждены до столкновения самолета с землей, вероятно, из-за «внешних объектов». Регистратор же полетных данных находился в поврежденном, но рабочем состоянии, данные извлекли без замечаний.

В отчете приводятся фотографии, содержащие доказательства повреждений гидравлических систем 1, 2 и 3, вероятно, вызванные внешними объектами, проникшими в компоненты воздушного судна. Там же приводятся фотографии поврежденной электропроводки привода стабилизатора (триммера по тангажу). Следствие предполагает, что это привело к неработоспособности первого и второго каналов триммирования по углу тангажа.

Казахстан. Актау. Обломки пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines.
Фото: TASS/EPA/STR

Минтранс Казахстана также опубликовал фрагменты переговоров экипажа воздушного судна и наземных служб.

Справка «Известий»

Катастрофа самолета Embraer E190 авиакомпании AZAL под Актау произошла утром 25 декабря 2024 года. Борт выполнял пассажирский рейс по маршруту Баку – Грозный. Но, по сообщению аэропорта Чечни, из-за тумана над городом прибытия был перенаправлен в Махачкалу. До трагедии с борта был подан экстренный сигнал бедствия. Самолет готовился к посадке в режиме direct mode (то есть, прямого управления машиной пилотами) после отказа системы управления и дублирующих систем. Экипаж попытался совершить экстренную посадку в аэропорту Актау, но упал в 3 км от него и загорелся. Летчики сумели увести самолет от жилых домов ближайшего поселка. На борту находились 67 человек — 62 пассажира и пять членов экипажа. Погибли 38 человек, среди них было семеро россиян.

Расследование авиакатастрофы

В минтрансе Казахстана подчеркнули, что отчет по результатам расследования катастрофы — предварительный и информация может уточняться и дополняться. Для определения повреждений борта, вызванных посторонними объектами, будут проведены новые экспертизы.

В документе ведомства отмечается, что в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации «данный отчет выпущен с единственной целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов в будущем».

Казахстан. Актау. Обломки пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines.
Фото: TASS/EPA/AZAMAT SARSENBAYEV

«Расследование, проведенное в рамках настоящего отчета, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности. Криминальные аспекты данного события излагаются в рамках отдельного уголовного дела», — говорится в материале.

Министерство рекомендовало авиационным властям оценить риски полетов в регионы, где наблюдается потеря сигнала Системы глобального позиционирования (GPS).

14 января министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал не нагнетать в медийном пространстве атмосферу по поводу причин крушения самолета авиакомпании AZAL. Как отметил глава российского МИД, содержимое черных ящиков дало «немало интересной информации», которая лишний раз убеждает в необходимости дождаться полноценного расследования. Кроме того, министр подчеркнул, что некоторые заявленные в СМИ предварительные выводы по большому счету не подтверждаются данными с черных ящиков.

По международным правилам к расследованию авиапроисшествий могут привлекаться в первую очередь представители страны регистрации авиакомпании, государства, в реестре которой зарегистрирован самолет, страны-производителя воздушного судна, рассказал «Известиям» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Казахстан. Актау. Обломки пассажирского самолета
Фото: TASS/AP/Azamat Sarsenbayev

Так как катастрофа произошла на территории Казахстана, то по правилам ICAO именно республика в лице авиационной администрации проводит расследование и принимает решение об участии в нем представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с российской стороны, отметил основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков.

По его словам, на практике полное расследование может занять в среднем от одного года до трех лет, этот срок индивидуален для каждого отдельного случая. Например, по катастрофе Sukhoi Superjet в Шереметьево в 2019 году окончательный отчет еще не опубликован, добавил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир