Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Падение гегемона

Проректор Дипакадемии Олег Карпович — о том, чего ждать от коллективного Запада после прихода Трампа и почему РФ надо быть готовой к новым вызовам
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первая неделя президентства Дональда Трампа стала тяжелым испытанием для многих союзников США в странах коллективного Запада. Создается ощущение, что значительная часть европейских элит до последнего отказывалась верить в возможность возвращения республиканца в Белый дом — даже после того, как оно стало неизбежным. Неудивительно, что его выступление в Давосе хоть и не содержало никаких новых тезисов, но явилось шоком для внимавшей американскому лидеру аудитории. Только сейчас она начинает болезненно осознавать безальтернативность новой реальности. С момента окончания четырехлетнего президентства Байдена прошло совсем немного времени, но создается ощущение, что эпоха доминирования либеральной глобалистской повестки осталась в далеком прошлом. Прощание с иллюзией «конца истории» завершилось суровым пробуждением «золотого миллиарда».

Делать далеко идущие выводы о будущем отношений США и Европы в изменившихся условиях еще преждевременно. Но некоторые тенденции нельзя не выделить. Во-первых, впервые с 1920-х годов, эпохи изоляционизма, у власти в Вашингтоне оказался политик, ставящий внутриамериканские проблемы выше интересов союзников и оценивающих взаимодействие со Старым Светом исключительно через призму национального эгоизма.

Даже в период первого трамповского президентства его внешняя политика в огромной степени направлялась сторонниками прежних евро-атлантических идеологем, умело манипулировавших неопытным руководителем. Сейчас, очевидно, влияние радикального крыла Республиканской партии на процесс принятия решений будет значительно сильнее. Так, Трамп настроен крайне конфронтационно в отношении европейского иждивенчества, и его заявления о будущих «торговых войнах» с ЕС и необходимости повышения военных расходов стран НАТО вряд ли можно считать исключительно громкими лозунгами.

47-й президент США твердо намерен войти в историю как бескомпромиссный и жесткий лидер, выполняющий свои предвыборные обещания. Какие из них будут в реальности воплощены в жизнь — покажет время, но совершенно очевидно, что без активного и агрессивного противостояния Вашингтон не сдастся. Наконец, Белый дом задается вполне логичным вопросом о целесообразности поддержания на плаву украинского проекта, все меньше интересующего американских граждан. А ведь именно эта кровопролитная авантюра, по замыслу Байдена, должна была сплотить западный лагерь вокруг образа общего врага в лице России. Теперь же под сомнение ставится сама концепция «войны за будущее мировой демократии», которую три года культивировала предыдущая команда. Подход «каждый сам за себя» Трампу куда ближе, чем демагогические лозунги о перспективах чуждого ему неолиберального проекта.

Всё вышеперечисленное, однако, не означает, что нам, России, можно будет расслабиться и спокойно наблюдать за дрязгами внутри затрещавшего по швам западного блока. Конечно, Трамп может существенно изменить расстановку сил в американо-европейском альянсе, но едва ли эти перемены будут необратимыми. Через четыре года к власти в США придет уже другой лидер, который совсем не обязательно решит продолжать нестандартную трампистскую политику. Теневые силы англосаксонского мира пока пытаются переварить изменившийся статус-кво, но скоро вернутся к попыткам взять реванш. Необходимо трезво и предельно прагматично оценивать сложившуюся обстановку, пытаясь найти окна возможностей для внесения диссонанса в коалицию наших оппонентов, но одновременно готовясь к затяжной схватке. Трампы приходят и уходят, а Запад с его идеей превосходства, неоколониальными замашками и империалистическим наследием остается.

Мы должны осознавать, что наблюдаемые в США и Европе процессы — это не конец и даже не начало конца, а лишь первая глава в истории долгого кризиса западного гегемонизма, которая пишется на наших глазах. И ключ к соответствующему национальным интересам России завершению этой главы — решение всех задач специальной военной операции, за которыми, впрочем, обязательно последуют новые драмы и испытания. И нам независимо от исхода событий в западном мире следует начинать готовиться к вызовам ближайшего будущего уже сейчас.

Автор — проректор Дипломатической академии МИД РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир