Музыка нас связала: как мюзиклы становятся главным сценическим жанром в России
Музыкальные спектакли за последний год возглавили рейтинг популярности среди театральных жанров в Москве. Рекордное число зрителей посетили столичные театры, причем значительный вклад в рост посещаемости внесли именно мюзиклы. По оценкам экспертов, число таких постановок за последние годы выросло в несколько раз, а отечественные спектакли уверенно вытесняют зарубежные шоу. В чем причина популярности мюзиклов, кто стоит за знаковыми постановками и почему этот жанр может стать лидером индустрии развлечений в ближайшей перспективе — в материале «Известий».
Франшизный театр
Мюзикл — сравнительно новый вид развлечений для России. Первый в стране оригинальный музыкальный спектакль поставили в Ленинграде в 1973 году, и этот жанр сразу стал популярным у зрителей.
Эпоха франшизных постановок началась в 1990-е с польского мюзикла «Метро». После успеха первого проекта его продюсер Катерина Гечмен-Вальдек активно работала над адаптацией для российской сцены постановки Notre Dame de Paris. Аутентичных российских шоу на тот момент было совсем немного. Наиболее известным мюзиклом стал «Норд-Ост» по роману «Два капитана» Вениамина Каверина, но трагические события надолго закрепили негативные ассоциации и на несколько лет остановили развитие жанра в России.
В 2010-х стали появляться новые заметные российские проекты: «Граф Орлов», рок-мюзикл TODD от Михаила Горшенева, постановки репертуарных театров. Однако в общей массе такие проекты всё еще проигрывали адаптациям зарубежных мюзиклов. Еще одной знаковой для индустрии площадкой стал Московский театр мюзикла, возглавляемый Михаилом Швыдким. У него интересная история — с 2012 года спектакли шли в ДК «Горбунова», в 2017 году перебрались на Пушкинскую площадь, в бывший кинотеатр «Пушкинский». Все эти годы идут разговоры о строительстве нового здания. На его сцене вышли культовая рок-опера «Преступление и наказание» режиссера Андрея Кончаловского, «Жизнь прекрасна!» и «Тест на любовь» Марины Швыдкой.
Новый подход
Сегодня мюзиклы в России переживают период активного роста, но говорить о формировании полноценной индустрии пока рано. По словам режиссера Алексея Франдетти, для этого необходимо, чтобы в Москве и Санкт-Петербурге одновременно шло не менее 20 крупных постановок. Тем не менее, сегодня практически каждый театр в этих городах предлагает спектакли, которые позиционируются как мюзиклы или музыкальные постановки.
— Традиционно музыкальными всегда были и театр «Ленком», и Театр на Таганке. Последний особенно активно развивается в этом направлении. Очень активно работает в этом жанре Евгений Александрович Писарев. И нельзя не отметить режиссера-постановщика Михаила Миронова, который поставил «Ничего не бойся, я с тобой». Подход к мюзиклам стал более профессиональным. Люди, берущиеся за этот жанр, понимают, что он требует значительных ресурсов. Хотя, конечно, до сих пор встречаются те, кто считает, что мюзикл может стоить столько же, сколько драматический спектакль, — отметил Франдетти в беседе с «Известиями».
Традиционно мюзиклы опираются на классические произведения, а их идеи «витают в воздухе», что делает их универсальными и вневременными. Например, в Москве сегодня идут сразу два мюзикла, посвященных Владимиру Маяковскому: один в «Ленкоме Марка Захарова», другой — в Театре на Малой Ордынке.
— Даже когда берется один и тот же материал, всё зависит от таланта постановщиков. Взять, к примеру, мюзиклы по роману Гастона Леру «Призрак Оперы». Их было множество, но миру известен только один — Эндрю Ллойда Уэббера, — Франдетти.
Тренд на аутентичность
Современная ситуация с международными лицензиями стимулирует российских продюсеров и режиссеров создавать оригинальный контент. Так, театральный продюсер Дмитрий Богачев рассказал «Известиям», что до 2022 года большая часть деятельности его компании была связана с работой над российскими постановками бродвейских и вест-эндовских мюзиклов, а также адаптацией их реплик.
Выделяется и еще один важный вектор, отличающий современные постановки. Пять-десять лет назад мюзиклы как бы наполняли музыкой классические произведения, сегодня происходит обратное — основой стала музыка. Причем не конкретная песня, а репертуары культовых групп. Например, песни музыкантов «Секрет» стали основой для мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой». Этот тренд сохранится и дальше, считает Алексей Франдетти. Так, на осень 2025 запланирована премьера мюзикла по песням Александра Розенбаума в Московском театре эстрады. Спектакль режиссера Михаила Миронова станет мультивселенной, исследующей, как творчество Розенбаума объединяет поколения россиян.
— Будут появляться спектакли по мотивам не только групп, но и одного исполнителя или, наоборот, нескольких, как это было в мюзикле «Стиляги», который я ставил в Театре наций. Или, опять же, в «Ничего не бойся, я с тобой». Насколько мне известно, в производстве прямо сейчас еще несколько подобных проектов. И, конечно, использование репертуара культовых музыкантов может считаться залогом успеха, но только отчасти. Всё зависит от таланта постановочной команды. Например, та же самая Mamma Mia! успешно идет десятки лет, а мюзикл по песням Бритни Спирс провалился за три месяца, — считает режиссер.
Значимость сыгранности команды подтверждает и Дмитрий Богачев.
— Что же касается той или иной модели, то джукбокс-мюзиклы, основанные на существующих музыкальных каталогах, — это не рецепт успеха. Из того, что приходит в голову, успешными были и остаются Mamma Mia! с песнями ABBA, Jersey Boys с песнями Four Seasons, MJ с песнями Майкла Джексона, Moulin Rouge по одноименному фильму. Но история знает гораздо больше провалов этой модели, нежели успехов, даже если речь идет о хитах легендарных исполнителей. Достаточно вспомнить разочаровывающие результаты мюзиклов по песням The Beatles, Фрэнка Синатры, Boney M, Элвиса Пресли. Так что дело не в хитах, точнее не только в хитах, — делится продюсер.
Актуален и тренд на эксперименты. Режиссёры часто сочетают элементы разных жанров. Например, сценарий для «Ничего не бойся, я с тобой» в соавторстве с режиссером писал киносценарист Сергей Калужанов, известный по работе над фильмами «Руки Вверх!», «Время первых», сериалов «Мажор», «Склифосовский» и многих других. Есть и более необычные примеры взаимопроникновения жанров: продюсерская компания «Наше Шоу» и, Yellow, Black and White выпустили семейное музыкально-цирковое шоу «Чебурашка. Твой билет в детство». Шоу создано по мотивам фильма «Чебурашка», самого кассового в истории российского кинопроката. По своей сути шоу — это симбиоз эстрады, цирка и мюзикла.
Время рекордов
Успех мюзиклов последних лет стал качественным скачком для индустрии. Например, с момента премьеры мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» посмотрели более 1,2 млн человек.
— Количество оригинальных проектов выросло, и это хорошо для рынка. Мы видим, что отечественные мюзиклы могут быть не менее интересными и востребованными, чем зарубежные, — говорит Франдетти.
Это подтверждается и посещаемостью — общее число зрителей растет, начиная с 2022 года.
— В конце 2023 года наша компания масштабировала деятельность на 30%, запустив прокат мюзикла «Мамма Мимо!» в театре «Маска» в МДМ. В октябре 2024 года рост составил еще 20% благодаря премьере музыкальной комедии «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.». Получается, 2024 год по количеству зрителей, проданных билетов и сборов для нашей компании стал еще более продуктивным. Таким образом, сейчас зрители могут посмотреть сразу пять наших мюзиклов. Есть планы по созданию еще одного или двух театров уже в ближайшие пару лет. Важно, что эта деятельность не требует ни госфинансирования или субсидий, ни займов или кредитов, ни спонсоров или доноров. Это нормальный полноценный здоровый независимый бизнес, который нужен и зрителям, и артистам, и постановщикам, и инвесторам. Настоящий «московский Бродвей», который в конце концов удалось построить, — рассказывает Дмитрий Богачев.
О перспективности и доходности мюзиклов для театров эксперты говорили еще в прошлом году. Зрители на фоне экономических и геополитических кризисов склонны к развлекательным легким форматам, более того, они стали более открытыми к новым постановкам. Театрам, в свою очередь, выгодно вкладываться в мюзиклы и долгое время сохранять их в репертуаре. К примеру, мюзикл «Мамма мимо!» окупился всего за два месяца показа.
Драйвер российской театральной сцены
Динамичное развитие мюзиклов идет на пользу всей театральной индустрии. Благодаря своей зрелищности, доступности и широкому набору художественных средств, мюзикл стал самым массовым театральным жанром. Он помогает привлекать не только традиционную публику, но и массового зрителя, включая молодежь и семьи с детьми.
— Мюзиклы делают театр более популярным и доступным. Они привлекают новую аудиторию, которая раньше, возможно, не интересовалась театром, — говорит Богачев.
Кроме того, мюзиклы повышают требования к актерам. Сегодня недостаточно владеть только актерским мастерством — вокал, танцы и умение двигаться стали стандартом не только в музыкальном, но и в драматическом театре, а также в кино.
— Возрождаются профессии, которые были недооценены в последние десятилетия. Например, звукорежиссеры, способные работать с «живыми» оркестрами и вокалистами, снова востребованы, — отмечает продюсер.
Совершенствуются и механизмы продажи билетов, а также маркетинговые стратегии. Театры активно используют digital-инструменты для продвижения своих постановок, это делает их более заметными для широкой аудитории.
Перспективным направлением для развития индустрии продюсер Дмитрий Богачев называет экранизации мюзиклов.
— Российские кинопродюсеры всё чаще обращают внимание на мюзиклы, задумываясь о возрождении жанра музыкального кино, который был популярен в СССР. Голливуд никогда не прерывал эту традицию — ежегодно выходят сильные киномюзиклы, что подтверждает последняя церемония «Оскара». Так что, если мюзикл собирает в театральном прокате в одном единственном зале миллиарды рублей, чему может позавидовать российский кинематограф, то почему бы фильму по этому мюзиклу не собрать по всей стране еще столько же или больше? — подчеркивает Богачев.
Мюзиклы остаются одним из самых зрелищных и эмоциональных жанров, сочетающих музыку, драму и визуальные эффекты. Даже камерные постановки призваны удивлять и развлекать зрителя, предлагая ему временный уход от реальности.
— Этот жанр востребован именно потому, что позволяет зрителю погрузиться в другой мир на 2,5–3 часа. Даже если финал мюзикла грустный, он всё равно остается ярким и запоминающимся шоу. Музыкальный театр на химическом уровне воздействует на зрителя гораздо больше, чем только слово, или только танец, — заключает Франдетти.
По словам Богачева, если в России не будет искусственно созданных препятствий, то мюзиклы в перспективе станут лидирующим театральным жанром, как это произошло в США, Великобритании, Германии, Японии и других странах.