19 января православные христиане отмечают Крещение Господне. Это один из главных церковных праздников в году, на него принято освящать воду и затем брать ее домой. В храмах в эти дни выстраиваются большие очереди, иногда это превращается в настоящий ажиотаж.
В связи с этим поделюсь случаем, свидетелем которого стал в начале священнического служения. В храме, где я служил, был прихожанин, назовем его Андреем. Он всегда был готов помочь в любом деле. И вот в день Крещения Господня он помогал после службы разливать святую воду. Очередь выстроилась большая, как это обычно и бывает в крещенские дни. И тут к Андрею подошла другая прихожанка нашего храма и протянула ему пластиковую бутылку. Андрей был с юмором и прихожанку эту знал давно, поэтому, наверное, и решил пошутить:
— Вам какой воды налить — святой, крещенской или богоявленской?
— Андрей, наливай каждой по чуть-чуть, — улыбнулась прихожанка в ответ.
Только вот следующий подошедший к Андрею человек вполне серьезно произнес: «Откуда тут три разных воды? Вы же из одной емкости всем наливаете!»
Вода и правда одинаковая. Даже если в храме вы увидите несколько емкостей. Хотя освящают воду дважды. У праздника Крещения Господня, как у Рождества Христова, есть сочельник — это 18 января. В сочельник и совершается первое великое водоосвящение. Второе — в сам день праздника, 19 января. Зачем освящать воду дважды? В древности в сочельник совершалось крещение оглашенных — взрослых людей, желавших стать христианами, для этого и освящали воду. Затем освящение воды повторялось на следующий день. Освященную воду, или великую агиасму (это более правильно название), раздавали верующим.
Есть и другое объяснение. В сочельник воду освящали именно в храме, в день Крещения Господня освящали ближайший водоем — реку, озеро, родник или даже море. Поэтому агиасму можно набрать в сочельник или в сам день Крещения Господня, или же в любой следующий день. Ведь вода остается в храмах еще довольно долгое время, освящение не имеет срока действия.
И хотя освященная вода — одна, названий у праздника Крещения Господня — два. Второе название — Богоявление. По-гречески — Теофания (или Феофания). Какое из них правильное? Оба. В Евангелии рассказывается: когда святой Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан — с небес прозвучал голос Бога-Отца: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1:11). И тут же — Дух, как голубь (Мк. 1:10) — сходит на Христа. Это явление Святой Троицы: Сын Божий — Иисус Христос — принимает крещение в Иордане, Отец свидетельствует о Сыне, Дух Святой нисходит на Христа.
Бог открывает Себя миру через Иисуса Христа, Который стал человеком, чтобы явить любовь Отца и благодать Духа Святого. Именно в этом настоящий смысл праздника Крещения, или Богоявления, Господня. Звучит первое свидетельство о том, что пока еще никому не известный сын плотника из маленького городка Назарета — обещанный Богом Мессия — Спаситель мира. Как простой человек приходит Христос к Иоанну и просит крещения. Иоанн Предтеча недоумевает и говорит Иисусу: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Мф. 3:14). Но Иисус Христос сходит в воды Иордана, потому что Он пришел взять на Себя грехи людей.
Поэтому не так важен объем воды, который человек набирает в этот день в храме. Наберите столько, сколько не тяжело донести до дома, если бы вы шли пешком. Если набранная в храме агиасма будет заканчиваться — вылейте ее в чистую воду. Освящающую благодать нельзя разбавить или уменьшить, наоборот — чистая вода освятится и будет иметь ту же благодатную силу.
В чём сила агиасмы? Святыня не равно волшебное средство. И, может быть, мои слова кого-то расстроят — купание в проруби не смывает грехи. Обливаться холодной водой полезно для здоровья. Но делать это раз в год 19 января нет никакой необходимости (тем более ночью, тем более в местах, где это может быть опасно для жизни). А если мы хотим очистить совесть — для этого есть таинство исповеди и наши искренние слезы раскаяния.
Сила святой воды — в нашей вере. Но не в вере в воду. А в вере в Бога. Вода — очень яркий и понятный нам образ благодати (животворящей силы) Божией. Без воды невозможна жизнь не только человека, но даже растений. Точно так же без божественной благодати невозможна жизнь души. Человек состоит из души и тела, поэтому Бог дает нам духовные дары через материальные, вещественные, привычные для нас вещи, предметы или символы.
Поэтому вода — символ благодати Божией, масло — символ милосердия, пламя свечи в храме — символ горячей веры и любви к Богу. Если я не освящаю себя верой в Бога, освятит ли меня крещенская вода? Нет, святая вода, молитва, свеча на подсвечнике, поданная на службу записка с именами не действуют автоматически, не приносят удачу и не защищают от сглаза.
Святая вода принесет пользу (если вообще уместно так выражаться), только если человек верит: через вот этот глоток воды действует Господь. Поэтому лучше всего, если глоток агиасмы — крещенской воды — мы сделаем в храме, после службы, на которой исповедуемся и причастимся. Это будет самым лучшим нашим подарком Господу и главным свидетельством нашей веры Ему.
Автор — клирик храма святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого г. Саратова, преподаватель Саратовской духовной семинарии
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора