
Денежные отрешения: кто ответит за кражу 100 млн из депозитария в Сочи

Число пострадавших от хищений в депозитарном центре в Сочи превысило полтора десятка человек, ущерб оценивается более чем в 100 млн рублей, сообщили правоохранительные органы. Такие депозитарии не относятся к банкам, они востребованы в основном при сделках по продаже квартир — там сохраняются средства до полного завершения сделки и регистрации собственности. Но такое хранение средств вне банков несет большие риски, поскольку сфера частных арендных ячеек практически не регулируется, отмечают эксперты. Поэтому деньги от организации, где была совершена кража, получить вряд ли получится.
Как похитили деньги из ячеек
Более полутора десятка человек потеряли свыше 100 млн рублей, хранившихся в арендованных ячейках депозитария в Сочи, рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах. В ГУ МВД России по Краснодарскому краю сообщили, что в полицию поступило несколько заявлений от граждан.
«Проводится проверка, направленная на установление всех обстоятельств произошедшего», — говорится в сообщении.
Источник «Известий» рассказал, что среди пострадавших — две жительницы Сочи. Они арендовали ячейки у ООО «Многофункциональный депозитарный центр», куда поместили средства по сделке купли-продажи квартиры в конце декабря 2024 года — сумма составила 7,7 млн рублей.
— Они совместно заложили деньги в ячейку на два ключа в присутствии сотрудника, — рассказал собеседник. — Один ключ был вручен заявительнице для открытия после регистрации сделки с квартирой. Уведомление об этом ей поступило на почту 13 января, она сразу же поехала в депозитарный центр, где на ресепшене представила все необходимые документы.
Сотрудник центра проводил клиентку в депозитарий, ячейка была открыта двумя ключами, но при открытии женщина обнаружила, что 5,5 млн рублей исчезли.
— Сотрудники депозитария отказались вызывать [полицию] и сказали, что вы сами — это ваши проблемы, — рассказала «Известиям» пострадавшая.
Общий ущерб от краж в депозитарии оценивается более чем в 100 млн рублей.
Многофункциональный депозитарный центр на своем сайте заявляет, что эта организация — единственная в России и первая в городе Сочи, «объединившая в себе две важнейшие функции: регистрацию всех видов сделок с недвижимостью и услуги депозитария».
«Регистрация сделок осуществляется в офисе, а также удаленно с использованием электронной подписи для всех участников сделки, — сказано на сайте организации. — Многофункциональный депозитарный центр проводит регистрацию: договоров купли-продажи, договоров долевого участия в строительстве, права собственности, уступки права требования, ипотеки в силу закона и договора, прекращения обременения, исправления технических ошибок в ЕГРН».
Депозитарий МДЦ — это оборудованное помещение для хранения ценностей с расположенными в нем индивидуальными сейфовыми ячейками. Услугами по их аренде могут воспользоваться как физические, так и юридические лица. Компания подчеркивает, что депозитарий находится под круглосуточной охраной «Росгвардии и сил МВД». «Известия» направили запрос в Росгвардию с просьбой подтвердить осуществление охранных услуг.
Аренда такой ячейки, например, под сделку с недвижимостью на месяц обходится от 9 до 26 тыс. рублей.
По данным «Руспрофайла», в 2023 году выручка МДЦ составила 75 млн рублей, а чистая прибыль — 1,2 млн.
«Самая ужасная организация в Сочи, с которой когда-либо пришлось столкнуться в данном регионе, не клиентоориентированная от слова «совсем», — написала в отзыве одна из клиенток. — Специалист ходит вокруг да около, не может ничего толком объяснить, только диктует цены, пытается только на деньги развести, сделки проходят очень долго и муторно, обещают одно время, а выходит совсем другое».
Как регулируется сфера депозитариев
Практически все операции на рынке недвижимости сейчас проводятся через банки, поскольку это наиболее надежная структура, а не через частные депозитарии, отметил эксперт по недвижимости Евгений Ткачев.
— Почему некоторые люди обращаются в частный депозитарий, который предоставляет плюс-минус схожие услуги, которые предоставляет и банк? — недоумевает он. — Это очень рисковая в принципе история, то есть не особо понятно, в каком объеме застрахованы средства тех, кто пользовался этим депозитарием. Но это очень редкая практика.
Председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов отметил, что депозитарии, схожие с МДЦ, — это профессиональные организации, предоставляющие услуги по аренде индивидуальных сейфов.
— С точки зрения закона к таким правоотношениям могут применяться две конструкции: договор ответственного хранения и договор предоставления банковской ячейки, — пояснил юрист. — В первом случае профессиональный хранитель отвечает убытками за утрату ценностей почти во всех случаях, за исключением непреодолимой силы: землетрясение или наводнение.
Во втором случае, по словам эксперта, аргументом депозитария в спорах с клиентами по требованиям о взыскании убытков будет заявление о том, что они только предоставляли доступ к ячейкам, не зная об их содержании, а договоров ответственного хранения заключено не было. Это, как отметил Владимир Кузнецов, предполагает совершенно другую ответственность депозитария.
— Что касается сделок, под оплату которых были депонированы денежные средства, то, скорее всего, они не будут проведены по очевидным и объективным причинам, однако это лишь означает, что у клиентов депозитария возникнут дополнительные требования о взыскании убытков, например, упущенной выгоды, — добавил он.
При этом подробного регламента, регулирующего правила хранения ценностей в ячейках, не существует, отметил адвокат коллегии адвокатов Pen&Paper Павел Лисавин. Центробанк в 2023 году поддерживал идею унификации подобных требований, но до сегодняшнего дня регулятором не принято никакого положения.
Для подобного рода функциональных депозитариев, которые специализируются на хранении ценностей, правил, в отличие от банков, не установлено, пояснил он.
— Депозитарий или банк могут предложить застраховать содержимое ячейки, но к такой услуге прибегают редко по нескольким причинам, — сказал эксперт. — Клиенты зачастую уверены в высоком уровне безопасности содержания их имущества. А специфика страхования имущества в ячейках заключается в том, что, как правило, ни депозитарию, ни страховой компании неизвестно, какое имущество страхуется, какую ценность оно представляет и какие риски могут возникнуть при заключении таких договоров.
Ужесточение регулирования данной сферы — один из вариантов развития событий, который гарантированно не приведет к желаемому результату, полагает Павел Лисавин. Оптимальный вариант, по его словам, — усиление надзора со стороны ЦБ или правоохранительных органов за соблюдением стандартов хранения имущества в ячейках.
Установление единого регламента, который бы распространялся не только на банки, но и на подобные депозитарии, позволит унифицировать правила внешней безопасности и контролировать осуществление доступа к имуществу клиентов со стороны самих сотрудников организаций-хранителей, отметил он.
Последние случаи похищений из банковских ячеек
Сразу несколько инцидентов с хищениями из банковских ячеек произошло за последние несколько месяцев, писали «Известия». Так, сотрудники полиции выявили случай с возможным хищением драгоценностей из ячейки одного из банковских отделений в центре Москвы. С заявлением обратился мужчина, который недосчитался золотого кольца с александритом и двух золотых цепочек. Кража могла быть связана с «переездом» хранилища из одного отделения банка в другое.
Незадолго до этого в одном из отделений другого банка в Москве была совершена кража в особо крупном размере. Незадолго до преступления москвичка положила в арендованную ячейку 271 млн рублей. Деньги были пересчитаны перед помещением в хранилище с соблюдением всех необходимых процедур. Пропажа почти 180 млн рублей была обнаружена 20 декабря арендатором ячейки.
Она обратилась в полицию, а банк начал внутреннюю проверку и быстро установил, что к краже причастен начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса. Мужчину задержали.
14 января 2025 года в Санкт-Петербурге мужчину, похитившего в марте 2024-го из банковских ячеек более 1 млрд рублей, приговорили к пяти годам колонии. Артур Барбынец проник в хранилище и забрал из сейфовых ячеек $800 тыс., €500 тыс. и ювелирные изделия на сумму $10 млн.
Все похищенные деньги и драгоценности правоохранители нашли в съемной квартире злоумышленника в Подмосковье, которую снял для него предполагаемый сообщник.
Банки применяют различные меры для защиты средств в ячейках, включая обязательную идентификацию пользователей, использование специальных сейфов с индивидуальными ключами доступа, рассказала «Известиям» директор розничных продуктов банка «Дом.РФ» Дарья Морозова.
— При этом ответственность за хранение индивидуальных ключей доступа несет клиент, о чем мы дополнительно информируем наших клиентов, — сказала она. — Доступ в ячейку есть только у клиента и его доверенных лиц. В последнее время наблюдается рост спроса на хранение наличных средств в ячейках в связи с действующими ограничениями по снятию наличной валюты со счетов.
В пресс-службе банка «Зенит» «Известиям» сообщили, что банк на постоянной основе совершенствует меры по защите ценностей с учетом актуальных угроз и развития технологий.
По словам Дарьи Морозовой, популярность ячеек в качестве инструмента для проведения взаиморасчетов по сделкам с недвижимостью снижается, это связано с развитием нового инструмента для обеспечения безопасности сделок — эскроу-счетов.