НАТО нашло повод патрулировать нейтральные воды. Что пишут СМИ
В нарушение морского права Хельсинки продолжает удерживать танкер Eagle S под флагом Островов Кука, подозреваемый в обрыве подводных кабелей между Финляндией и Эстонией. Доказательств саботажа пока не нашли и обвинения морякам не предъявили, но факт задержания гражданского судна уже называют прецедентом, а НАТО намерено узаконить такую практику. Что об этом сообщают зарубежные СМИ — в дайджесте «Известий».
Financial Times: против подводных кабелей и трубопроводов идет теневая гибридная война
Глобальным демократиям приходится быть бдительными к риску саботажа жизненно важной подводной инфраструктуры, передающей энергию или данные, включая триллионы долларов ежедневных финансовых транзакций. В октябре 2023 года, когда судно, зарегистрированное в Гонконге, перерезало газопровод также между Финляндией и Эстонией, Китай объяснил это «несчастным случаем, вызванным штормом». Но финские власти говорят, что вероятность того, что этот и два недавних очевидных акта саботажа на Балтике были несчастными случаями или плохой морской практикой, «близка к нулю».
США и союзникам необходимо активизировать усилия по сдерживанию «теневого флота». Военно-морские силы и береговая охрана не останавливают суда, которые в соответствии с международным правом пользуются правом «мирного прохода» через воды других стран, опасаясь вызвать этим ответные действия, дипломатические или военные инциденты. Такое право теряется, если суда участвуют в незаконных действиях, но выяснить это без высадки на судно сложно. Действия финских властей по захвату Eagle S свидетельствуют о долгожданной готовности действовать более решительно против подозрительных судов.
NBC News: в обрыве подводных кабелей союзников США подозревают Россию и Китай
Неясно, кто несет ответственность за повреждения подводных кабелей от Тайваня до Балтийского моря и являются ли перебои преднамеренными. Некоторые из них были расценены как акты саботажа, а вина за них возлагалась на Россию и Китай на фоне обострения геополитической напряженности.
Во вторник в Хельсинки члены НАТО договорились разместить в Балтийском море фрегаты, патрульные самолеты и морские беспилотники для защиты критически важной инфраструктуры. Члены оборонного блока заявили, что оставляют за собой право принимать меры против судов, подозреваемых в создании угрозы безопасности, в рамках более широкой операции под названием «Балтийский часовой» (Baltic Sentry). Хотя европейские власти задерживали суда по подозрению в саботаже, из-за отсутствия конкретных доказательств они воздержались от прямых обвинений в адрес Москвы или Пекина.
Yle.fl: НАТО заявило о запуске проекта «Балтийский часовой»
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте похвалил ответные меры Финляндии на повреждения подводных кабелей. По его словам, своими действиями Финляндия показала пример другим странам. На саммите в Хельсинки было принято совместное заявление, в котором государства Балтийского региона пообещали принять серьезные меры для обеспечения безопасности Балтийского моря.
По словам генерального секретаря, альянс должен послать сигнал, что он не приемлет гибридных методов воздействия, таких как повреждение критически важной инфраструктуры. Рютте сообщил, что НАТО увеличило свое присутствие за последние два года, но план «Балтийский часовой», о котором было объявлено сегодня, включает дополнительные суда, самолеты для морского наблюдения и дроны для мониторинга морских зон. Их точное количество может меняться, к тому же НАТО решило не раскрывать эти данные.
Sydsvenskan: Швеция привлечет к патрулированию Балтийского моря военный флот
Правительство поручило Береговой охране и Вооруженным силам Швеции совместную работу над усилением морского наблюдения: ежедневно они будут отслеживать движение около 4500 судов в Балтийском море.
Усиление морского наблюдения означает, что Береговая охрана и Военно-морской флот будут совместно планировать использование своих ресурсов в Балтийском и Северном морях. Береговая охрана имеет около 30 кораблей, а также самолеты для морского наблюдения. Военно-морской флот использует семь корветов, а также тральщики и некоторые другие типы кораблей. Они могут понадобиться на месте для проверки подозрительных судов и слежения, например, за судами российского теневого флота на больших расстояниях.
Bloomberg: глава технического департамента ЕС заявил, что повреждение кабеля в Балтийском море не может быть случайностью
Руководитель цифрового управления Европейского союза Хенна Вирккунен предположила, что неоднократное повреждение подводных кабелей в Балтийском море не могло быть полностью случайным. За последние 15 месяцев в Балтийском море было зафиксировано три случая предполагаемого саботажа подводных линий электропередачи, кабелей передачи данных и газопровода, когда якоря судов отрывали инфраструктуру от морского дна.
Прибывший в Хельсинки президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что три «нарушения» за столь короткий промежуток времени показывают высокую вероятность «преднамеренных действий враждебных стран». Власти не установили мотивов трех инцидентов, в которых участвовали суда, плавающие под флагами Гонконга, Китая и Островов Кука. После предполагаемого саботажа в отношении подводных кабелей между Финляндией и Эстонией этот район патрулируют два корабля НАТО. Эстония уже отправила военный корабль для патрулирования другой линии электропередачи.