«Я хочу, чтобы встреча Путина и Трампа прошла в Братиславе»
Словакия готова организовать встречу президентов России и США, заявил «Известиям» вице-спикер Национального совета республики Андрей Данко. 13 января глава словацкой парламентской делегации встретился с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и первым вице-премьером Денисом Мантуровым. Политик рассказал о возобновлении межпарламентской дипломатии, новые встречи представителей России и Словакии могут пройти в апреле или июне. Поставки газа в Словакию могут быть организованы через «Турецкий поток», рассказал Данко. О перспективах сотрудничества парламентов России и Словакии, поставках российского газа в Евросоюз и мирном урегулировании на Украине — в эксклюзивном интервью Андрея Данко «Известиям».
«Мы хотим, чтобы начался диалог между Россией и Словакией»
— 13 января вы провели переговоры с председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Какие встречи запланированы у вас в Москве и что вы ожидаете от вашего визита?
— Я всегда счастлив, когда приезжаю в Москву. Мы уже встретились с председателем Государственной думы Вячеславом Володиным. Завтра будем у Валентины Матвиенко в Совете Федерации. Также у меня будет встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым и первым вице-премьером РФ Денисом Мантуровым (встреча прошла вечером 13 января. — Ред.).
— Как вы оцениваете общее состояние двусторонних отношений Москвы и Братиславы?
— Я думаю, что нам нужно что-то сделать для улучшения отношений. Я хочу сказать официально, что это первый шаг, чтобы начать новый диалог. В Москве уже был премьер Словакии Роберт Фицо, он встретился с Владимиром Путиным. Я сегодня хочу сделать всё для хороших отношений с российским парламентом.
— Планируются ли ответные визиты российских депутатов в Словакию?
— Мы говорили о новых встречах в апреле или июне. Я всегда посещал Евразийский саммит (совещание спикеров парламентов стран Евразии. — Ред.), когда он проходил. Я здесь был много раз, в том числе на параде Победы 9 мая в 2019 году. Я думаю, что в апреле или июне мы вновь встретимся здесь. Мы хотим, чтобы начался новый диалог между Россией и Словакией. Я люблю русских людей и не изменю позицию по отношению к России, пока буду жив. Здесь хорошие люди.
— Как вы считаете, будут ли новые пакеты антироссийских санкций и какой будет позиция Словакии?
— Я в правительстве, а Словацкая Республика состоит в Евросоюзе. Но моя позиция по отношению к Российской Федерации всегда была ясна. Я думаю, что нам нужен диалог, и не все вещи в Евросоюзе хороши для нашего народа. Многие вещи нам не нравятся, но я думаю, что наступает новое время, начинается диалог между Трампом и Путиным, а потом начнется диалог между малыми странами, и с Евросоюзом в том числе. Мы видим новые правительства в той же Австрии, Венгрии... Мы видим позицию, похожую на нашу. Я думаю, что наступает лучшее время для наших отношений.
— Готова ли Словакия выступить с инициативой о снятии санкций с России, если аналогичные действия будут предпринимать США?
— Я думаю, что санкции — подарок для Российской Федерации. Потому что я, когда вижу ваши новые вина или продукты, думаю, что санкции во многом России помогли. Когда я сюда вернулся спустя три года, я вижу новые вещи. Это значит, что то, что должно было нанести вам вред, вам, наоборот, помогло. Но я хочу, чтобы санкций не было.
— По вашей информации, готовятся ли новые визиты государственных деятелей Словакии в Россию? Укрепляется ли сотрудничество в других сферах?
— Я председатель самой первой Словацкой национальной партии. У нас теперь есть три министра, и когда я вернусь, я сделаю всё для новых встреч. Они будут. Я был первым, кто выступал в Госдуме. Для меня это была большая честь. И я сделаю всё для того, чтобы между нашими народами было всё хорошо.
Я и сегодня говорил о том, что кто не знает русское сердце — не знает, что такое человечество. Я знаю, что и здесь есть такие люди, которые любят деньги и говорят, что всё хорошее на Западе. Но у вас есть сердце, а в Брюсселе его уже нет. К нам приезжают ваши артисты. Когда я вчера (12 января. — Ред.) был в Большом театре, я бы хотел, чтобы и наши артисты приезжали сюда, и ваши артисты приезжали к нам.
«Нужен диалог между Трампом и Путиным»
— Как вы считаете, какие есть условия для регулирования украинского конфликта, и возможны ли какие-то продвижения в этом вопросе?
— Я думаю, что приходит мир, и там, где живут русские люди, будет Российская Федерация. Никакой проблемы с этой позицией нет, но нужен диалог между Трампом и Путиным. Потом придет диалог с Украиной. Мы видим, что американский президент говорит о Панамском канале. Это значит, что он может говорить обо всем. То, что произошло на Украине, не случилось за один день. Это история.
— Возможно ли, что Словакия примет у себя переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа?
— Я думаю, что это возможно. Я бы хотел, чтобы эта встреча была у нас, в Братиславе, но увидим, как будет.
— Брюссель предлагает использовать российские активы для финансирования Украины. Какую позицию по этому вопросу занимает Словакия?
— Я думаю, что Зеленский хотел, чтобы мы получили ваши деньги — €500 млн — когда были проблемы с газом, но наш премьер сказал ясно, что мы не хотим эти деньги получить, потому что это ваши деньги.
— Если предложение о вводе войск на Украину будет официально рассматриваться в НАТО, по вашему мнению, Словакия его заблокирует?
— Я не думаю, что это произойдет. Я вижу позицию стран НАТО, они хотят более серьезно относиться к России. Да, об этом говорит французский президент, но это несерьезно. Потому что здесь, в России, работает множество французских компаний. Когда Макрон говорил о [вероятном] вводе войск, мы озвучили позицию Словакии. Я думаю, что нужен диалог между Трампом и президентом Путиным, и всё будет в порядке.
«То, что сделала Украина, плохо для нас»
— На ваш взгляд, как можно урегулировать ситуацию с прекращением транзита газа через Украину? И какие шаги предпринимает сейчас правительство Словакии?
— Я хочу встретиться с Денисом Мантуровым, завтра у меня пройдет встреча с представителями «Газпрома». То, что сделала Украина (прекращение транзита газа. — Ред.), плохо для нас. Это нехороший шаг. Я скажу открыто, что позиция Брюсселя сомнительна. Мы видим, что мы видим, что газ, который Европа покупает у турков или американцев, тоже имеет российскую структуру. Поэтому у нас здесь есть много вопросов.
— Как вы считаете, есть ли какие-то другие варианты поставок газа в Словакию, помимо транзита через Украину? Рассматриваются ли поставки через «Турецкий поток»?
— Да, я думаю, что так и будет. Или мы купим газ, о котором будем говорить, что это не российский, но мы всё равно знаем, что он российский. У меня есть информация, что у нас теперь газ есть. Но какой будет цена — это вопрос.
— Готова ли Словакия сотрудничать с БРИКС?
— Я думаю, что отношения наших народов всегда были и будут хорошими. Мы в Евросоюзе, и возможно, он изменится. Что будет, когда пройдут выборы в Германии? Мы ждем, придет ли там кто-то новый. Потому что когда во Франции был президент Шарль де Голль, в Европе было больше кооперации. Но теперь там Макрон, он как лидер — никакой. Мы видим, что в Евросоюзе будут проблемы, но БРИКС — это интересный вопрос.