Рак пятится назад: в России могут ввести сертификацию шин
В России могут ввести обязательную сертификацию автомобильных шин. Это позволит контролировать содержание в их составе опасных веществ. Эксперты считают, что такая сертификация позволит оградить российский рынок от покрышек, содержащих в себе большое количество канцерогенов и мутагенов. Подробности — в материале «Известий».
Не все шины одинаково «полезны»
Минпромторг России разработал проект постановления правительства, предусматривающий включение автомобильных шин в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений по содержанию в протекторе шины полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые являются канцерогенными, мутагенными и репродуктивно токсичными веществами, отмечают в ведомстве. Техрегламентом «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)» установлены требования к безопасности продукции, однако обязательные требования к шинам в части их экологичности по показателям содержания канцерогенных веществ, в частности бэй-протонов в шине до 0,25%, отсутствуют, подчеркивают авторы документа.
В Минпромторге отмечают, что, согласно тестированию образцов шинной продукции, проведенному независимым испытательным центром, требованиям ГОСТа Р 51893-2024 («Шины пневматические. Общие технические требования безопасности») не соответствуют 11% отечественных шин и 40% ввозимых импортных шин. 89% отечественных шин соответствуют ГОСТу и являются канцерогенно безопасными.
«Учитывая, что продукция несет повышенный риск для здоровья и жизни потребителей, целесообразно введение подтверждения соответствия указанной продукции установленным требованиям в части содержания в шинах бэй-протонов не более 0,25% в форме обязательной сертификации». При этом заявленные иностранными производителями характеристики зачастую не соответствуют реальным, говорится в пояснительной записке к документу.
Решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрено включение шин в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, отмечают авторы документа.
«Целью включения пневматических шин в единые перечни продукции, подлежащей сертификации, является введение ограничений
по содержанию полициклических ароматических углеводородов в протекторе шины, которые направлены на обеспечение безопасности и здоровья граждан РФ и экологическое благополучие в стране», — уточняется в сопроводительных документах к проекту постановления правительства.
Минпромторгом России проводится работа по установлению обязательных требований к шинной продукции в части их канцерогенной безопасности, сообщили «Известиям» в ведомстве.
— Введение таких требований обеспечит исключение доступа на территорию нашей страны канцерогенно опасных шин, а также будет способствовать снижению недобросовестного импорта и увеличению производства внутри страны, — подчеркнули в пресс-службе министерства.
Вопросы контроля
Опрошенные «Известиями» эксперты согласны, что введение сертификации шин на предмет содержания в их составе опасных и канцерогенных веществ должно способствовать улучшению экологии и повышению безопасности покрышек для здоровья человека. Но при этом отмечают, что с контролем за соблюдением предложенных нормативов могут возникнуть сложности.
— Как и любая технологическая сертификация, предложенная инициатива преследует благие цели. Вопрос в том, каким будет эффект этой сертификации и какими будут затраты производителей, которые отразятся на цене шин. Хорошо, что в этом случае формально отсекаются продукты низкого качества. Но как будет осуществляться контроль? Ведь это глубокая химия, — заявил «Известиям» эксперт, испытатель шин издания «Авторевю» Олег Растегаев.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что сертификация может послужить для улучшения экологической обстановки в стране, позволит защитить интересы отечественных производителей шин.
— Вполне вероятно, что это один из способов оградить наш рынок от некачественных шин с высоким содержанием в их составе опасных веществ, — пояснил он.
Предложение Минпромторга во многом направлено на ограничение экспансии китайских шин на наш рынок, заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— Такие покрышки стоят недорого и являются прямыми конкурентами моделей шин, выпускаемых в нашей стране. При этом надо понимать, что основная часть автомобильной «резины» из КНР поступает на российский рынок через страны Средней Азии, входящие в Таможенный союз. Соответственно, и сертификацию они будут проходить в местных испытательных лабораториях, которые, как показывает практика в отношении ввозимых автомобилей, без труда завышают на бумаге экологический класс машины. С большой долей вероятности можно предположить, что в случае введения обязательной сертификации эти же лаборатории будут указывать, что в шине вообще нет никаких канцерогенов, а в ее состав входит исключительно оливковое масло первого отжима, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.
По мнению вице-президента НАС, эффект от введения такой сертификации будет заметен только при налаживании нормального взаимодействия между контролирующими органами как внутри России, так и с коллегами из соседних стран.
Опасная пыль
Основную опасность для экологии и здоровья человека представляет мелкая резиновая пыль, которая образуется при истирании покрышек об асфальт, рассказала «Известиям» химик-технолог, эколог Валентина Белоусова.
— Она попадает в почву, «висит» в воздухе. Входящие в ее состав ароматические углеводороды, многие из которых являются канцерогенами, представляют серьезную опасность для здоровья человека, поскольку могут провоцировать развитие онкологических заболеваний, — отметила она.
Количество выделяемой покрышкой резиновой пыли во многом зависит от характеристик самой шины, говорит Максим Кадаков.
— «Дубовая» модель, которая практически не изнашивается, «пылит» меньше, чем «мягкая» шина, которая может превратиться в «гоночный слик» за пару сезонов. Таким образом, покрышка с хорошими сцепными характеристиками может оказаться менее экологичной, — отметил он.
Отечественные производители автомобильных шин не смогли оперативно прокомментировать инициативу Минпромторга. Однако источник «Известий» в российской компании — производителе шин рассказал, что представители шинной отрасли пока не выработали какого-то конкретного мнения и обсуждают потенциал и перспективы этого предложения. По его словам, формирование консолидированного мнения отечественной шинной отрасли ожидается в январе-феврале 2025 года.