Седьмой сын, или Шестая республика: во Франции вновь заговорили о смене госустройства
Политический кризис во Франции постепенно получает новое измерение своего развития. На фоне неразберихи в правительстве, низких рейтингов президента и негативных экономических прогнозов всё чаще звучит идея о новом переформатировании государственного устройства страны. Система, созданная де Голлем в конце 50-х, вновь называется неэффективной. Откуда взялась идея Шестой республики, кто ее продвигает и есть ли у нее будущее, рассказывают «Известия».
Казна пустеет
Франция продолжает погружаться в состояние политической неопределенности. Правительство Мишеля Барнье проработало всего 91 день (меньше всех в истории страны), прежде чем было отправлено в отставку парламентом. Новому кабинету министров под руководством Франсуа Байру предрекают такое же будущее. Лидер левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон заявил, что «новое правительство, вероятно, падет в середине января», так же как и предшественники — после вотума недоверия.
Причиной вотума недоверия, вынесенного Барнье, стала попытка провести проект бюджета без одобрения оппозиции. Поскольку основной финансовый документ страны так и не принят, то правительство Байру обречено, как и предшественники, работать в условиях двойного давления. Сможет ли новый премьер-министр найти решение, находясь в условиях между молотом и наковальней, — большой вопрос.
Между тем проблема с бюджетом — следствие, а не причина царящего хаоса. Причина заключается в проявившихся негативных трендах во французской экономике. Государственный долг Пятой республики вырос за триместр на €71 млрд и составил доселе недостижимые €3,3 трлн, или 113,7% ВВП (по сравнению со 112,2% на конец июня 2024-го). Дефицит бюджета — 6%, а его треть составляют социальные выплаты. Их и требуется урезать или компенсировать. Левые хотят это сделать посредством налогов и дополнительных обязательств для бизнеса, правые — через сокращение пособий и преференций для мигрантов, а также части госслужащих.
Однако и это не является и не может являться решением системной проблемы. Как заявил уже бывший министр экономики Антуан Арман, экстремальная бюджетная ситуация будет только ухудшаться с течением времени.
Посреди дискуссии Эммануэль Макрон и его продолжающий падение рейтинг одобрения. По данным Politco, уровень доверия президента упал до минимального за всё время его правления значения — 22%. А 68% аудитории BFM TV высказались за его немедленную отставку.
«Для Макрона всё кончено. Мои слова не жестоки, это институциональная реальность. Он даже лишился способности назначать премьер-министра, который назначил себя сам», — заявила Марин Ле Пен.
Экономическая ситуация во Франции в этом контексте выглядит следствием политики президента. С момента вступления Макрона в должность государственный долг вырос на €1 трлн. Более того, за последние 20 лет государственные расходы (а с ними и долги) только увеличивались. В наступившем году агентство по управлению государственным долгом для погашения займов дополнительно выпустит облигаций еще на €285 млрд.
Картину дополняют и внешнеполитические неудачи: падение французской постколониальной системы в Африке и бесперспективная «стратегическая неопределенность» на Украине. Отдельный пункт — проблемы на заморских территориях: в Новой Каледонии, на Мартинике и Майотте.
В этих условиях на поверхность вновь всплыла еще одна традиционная в своей актуальности идея — изменение государственного устройства Франции. Пятая республика должна быть трансформирована в Шестую.
Свобода, равенство и должность
Концепция принадлежит французским левым. В первую очередь она заключается в критике существующего порядка. Нынешние полномочия президента позволяют ему оставаться во власти и проводить в жизнь свою политику — даже когда он полностью потерял политическое влияние в парламенте страны. Ключевым элементом этой системы является право назначать главу французского правительства. Таким образом, Франсуа Байру стал четвертым премьер-министром Франции за один прошедший год.
Продвигающий идею Шестой республики Жан-Люк Меланшон призывает положить конец такой «президентской монархии» и передать полномочия назначения главы правительства парламенту. Иными словами, перейти от президентской республики к парламентской. Она не позволит сложиться ситуации наподобие нынешней — когда президента никто не поддерживает, а он продолжает править и назначать.
Эта идея близка французским гражданам. По данным опроса, проведенного телеканалом Public Senat, 56% респондентов считают, что время Пятой республики истекло. 85% выступают за системные реформы государственных институтов, 76% хотят упразднить мажоритарную систему (то есть дать возможность представительства в парламенте для малых и региональных партий), 56% — за один пятилетний президентский срок без права переизбрания.
Вместе с тем эксперты указывают, что изменение акцентов в государственном устройстве не может являться эффективным лекарством от экономических болезней, и тем более во Франции, где в свое время намеренно придали должности президента столь широкие полномочия.
Дай человеку власть
Пятая республика появилась в результате конституционной реформы, проведенной Шарлем де Голлем. Президент Франции таким способом стремился не только укрепить свою власть, но и покончить с парламентским кризисом. Наделенный исключительными полномочиями парламент Четвертой республики не только не справлялся с вызовами, самым серьезным из которых стала война за независимость Алжира, но и усугублял положение своими действиями.
За 12 лет во Франции сменилось 22 состава совета министров и 12 его руководителей. Предложенная де Голлем Конституция 1958 года устанавливала сильного президента в роли «авторитетного арбитра». И это было обусловлено сложившейся в стране политической реальностью, подчеркивает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев.
— Ключевое отличие Пятой республики от Четвертой заключается в том, что определяющая роль отведена не парламенту, а президенту, который назначает премьер-министра. Это страховка от парламентского кризиса. Сегодняшний парламентский кризис для Четвертой республики был нормальным явлением. И именно постоянная политическая нестабильность вкупе с внешнеполитическими неудачами (Индокитай, Алжир, Ближний Восток) и породили необходимость формирования Пятой республики. В ее системе существовало два возможных формата: сосуществование (когда президент и парламент представляют разные политические силы) и проведение политики президента через большинство в парламенте, — указывает собеседник «Известий».
Съеденные дети революции
Левые давно оспаривали приоритет президентской власти. Еще Франсуа Миттеран называл Пятую республику повторяющимся государственным переворотом. Но как только Миттеран сам пришел к власти, претензии мгновенно испарились, подмечает Павел Тимофеев.
— Левые были при власти и успешно использовали все преимущества президентской власти. Знаменитая полулегенда-полуистория о Франсуа Миттеране, который, когда был избран президентом, заявил: «Конституция 1958 года не для меня, но мне она подходит». Когда он был в оппозиции, то являлся ярым критиком правых. Например, он считал, что ядерный статус Франции угрожает глобальной стабильности, называл страну автократией и сетовал на невозможность парламента контролировать президента. Когда левые пришли к власти, выяснилось, что их на самом деле всё устраивает, — отмечает эксперт.
Миттеран был не единственным президентом-социалистом в истории Франции. Куда более близкий пример — Франсуа Олланд. Но и при нем никаких поползновений к изменению Конституции не предпринималось.
Сейчас же возникла во многом уникальная ситуация. Оппозиция Макрону огромна, но при этом не монолитна. Президент попытался воспользоваться этим обстоятельством в июле, когда вопреки результатам выборов сумел договориться с правыми из «Национального объединения» и продвинуть на пост премьер-министра Мишеля Барнье. Таким образом, номинальные победители голосования, «Непокоренная Франция», остались ни с чем. Однако, как показали дальнейшие события, у этой сделки был очень недолгий срок действия. И теперь президент, как и назначенный им Франсуа Байру, находится под постоянным давлением с обеих полюсов французского политического поля.
Впрочем, о Шестой республике как о готовом политическом проекте говорить еще рано, утверждает Павел Тимофеев.
— Что такое Шестая республика — для всех что-то разное. Единого образа нет, и я не видел аргументированных обоснований того, что она будет точно лучше Пятой. Для того чтобы изменить Конституцию, необходимо 3/5 голосов обеих палат парламента. Пока представить такое очень сложно, — заключает эксперт.