Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Цериевые наночастицы защитят здоровые клетки во время лучевой терапии
Культура
«Галатская башня в лунном свете» Айвазовского продана в Москве за 130 млн рублей
Мир
СМИ указали на одинаковую степень поддержки Трампа и Маска среди американцев
Общество
ФСБ показала кадры допроса задержанного по делу об убийстве Кириллова
Общество
Участникам поставки некачественных сухпайков Минобороны продлили арест на три месяца
Туризм
Министр финансов Доминиканы выразил надежду на восстановление турпотока из РФ
Мир
В Таиланде россиянина оштрафовали за новогоднюю гирлянду на машине
Происшествия
Задержанный по делу об убийстве Кириллова признался в сотрудничестве с Украиной
Общество
Почти 50% опрошенных россиян сообщили о готовности поменять работу в 2025 году
Общество
Захарова высказалась о заказчике и исполнителе убийства генерала Кириллова
Армия
Расчет БПЛА крымских десантников уничтожил танк Abrams в курском приграничье
Мир
Ученые предупредили о риске затопления Великобритании к 2050 году
Общество
На Алтае мужчину осудили на 20 лет за попытку отравить военнослужащих
Общество
Эксперты выяснили, что только в 25% компаний РФ есть новогодние денежные бонусы
Экономика
Москва стала лидером рейтинга по доступности услуг среди 10 мировых мегаполисов
Экономика
В России сократились темпы годового роста стоимости готового жилья
Наука и техника
«Ростех» разработал «комплект выживания» для летчиков в экстремальных условиях
Общество
Генпрокуратура РФ признала нежелательной американскую НПО Recorded Future

Каббала святоши: «Тартюф» в Театре наций бьет по больному

Звездная постановка переносит действие в наше время, но оставляет во Франции
0
Фото: Екатерина Христова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мрачный, пугающий, реалистичный «Тартюф» в Театре наций — это совсем не то, к чему мы привыкли даже в самых лучших интерпретациях пьесы Мольера у Любимова, Эфроса или Мирзоева. В постановке Евгения Писарева всё болезненно серьезно, и хотя фарсовость оригинала здесь сохранена, спектакль делает многое, чтобы зрителю стало не по себе. На все спектакли начиная с премьеры 18 декабря билеты давно проданы, и всё идет к тому, что новый «Тартюф» станет важнейшим хитом сезона.

«Тартюф» идет в Театре наций

Поразительно, но с середины XVII века, когда бы ни ставился «Тартюф» Мольера, это всегда заставляло говорить, что — ну конечно, сейчас и есть подлинная эпоха тартюфов. И опять же всегда это было правдой. Но как подступиться к материалу, который вечно актуален и в то же время знаком до боли со школьной скамьи, выучен наизусть да еще и засмотрен в театре не по разу?

Евгений Писарев начал с того, что для своей постановки в Театре наций заказал новый перевод. Сергей Самойленко осовременил речь героев так, чтобы она звучала по-сегодняшнему, герои могут назвать друг друга дебилом, используют словечки вроде «типа» и призывают «расслабиться», когда тучи совсем уже сгущаются над злополучной семьей. Служанка может заявить: «Хоть прямо здесь разденьтесь донага, меня не соблазните ни фига». К этому быстро привыкаешь, это Мольеру вполне органично.

Действие перенесено в современную Францию, семейство мсье Оргона живет в респектабельной двухъярусной квартире с окнами в пол, на стене огромный телевизор постоянно показывает программы французского ТВ. Звучит много электронной франкоязычной музыки. И контраст от того, что персонажей зовут иностранными именами и телек они смотрят на французском, а общаются они как жители Патриков, становится одним из первых козырей, которые выкладывает режиссер перед аудиторией.

Далее — каст, который еще и напрямую связан с разницей в поручениях, которые даны артистам. Так, Игорь Гордин в роли Оргона — единственный из всех, кто играет классическую мольеровскую комедию. То есть влиятельный и богатый человек, вроде не дурак, но вот попал под чары Тартюфа и ходит словно зачарованный, повторяя как мантру чужие афоризмы. Гордин появляется на сцене — и публика смеется, жалея наивного буржуа и видя в нем свое отражение. Уходит со сцены — и снова воцаряется ужас от того, как медленно и неотвратимо вползает в этот роскошный дом зло, которое даже и личиной особенно не прикрывается.

Его жену Эльмиру играет Анна Чиповская, которая вся оскорбленное достоинство. Язвительная, надменная, умная, она может быть хищницей, когда в опасности ее семья. Периодически появляется ее брат Клеант (Денис Суханов), экзальтированный представитель богемы и обладатель самых роскошных нарядов в спектакле. Дочь Оргона (Мила Ершова / Елизавета Кононова) не снимает с головы наушников, бегает в коротких юбках и вечно ссорится со своим женихом, юным балбесом Валером (Григорий Верник /Даня Киселев), сын (Глеб Шевнин) носит косуху и водит мотоцикл. Мать Оргона (Ирина Купченко, Ольга Науменко) носит настолько люксовую одежду и полна такого бескомпромиссного величия, что мы примерно понимаем, как она воспитывала сына и почему он настолько подпадает под влияние чужого авторитета.

Каким получился Тартюф

Мы все помним, как долго Мольер всегда тянет с появлением Тартюфа, чтобы мы наслушались самых разных сведений о нем. Писарев тоже не может лишить себя этого удовольствия. Поэтому, когда в третьем действии Тартюф всё же появляется, зритель уже с трудом сдерживает нетерпение. Зритель ведь, естественно, в курсе, что играет одного из самых известных мольеровских героев крупнейшая молодая звезда российского театра Сергей Волков. Прославившись еще в Петербурге в бутусовских спектаклях, Волков громыхнул на всю Москву своим Пер Гюнтом в Театре Вахтангова, получив за это все призы из возможных и всенародное обожание. Пер Гюнт Волкова — это вообще едва ли не лучшее, что случилось в отечественном театре в этом десятилетии. Жаль, что спектакль в этом году закрыли, как и все остальные спектакли с Волковым, кроме «Короля Лира», где он всё еще играет Эдмонда, но очень редко.

Зато в этом году у него уже случились две громкие премьеры. Одна — в спектакле «Дамасобачка» Алексея Мизгирева в МХТ, да, в том самом, где Гуров и Анна Сергеевна буквально купаются в арбузной мякоти после мучительного психотерапевтического сеанса. И там же — в «Голоде» по Кнуту Гамсуну, тоже заметному событию в московском театре. Поэтому многие идут в Театр наций именно для того, чтобы увидеть, как нервный интеллектуал Волков даст Тартюфа. И — входит Тартюф.

Начнем с того, что он полностью противоречит всему тому, что говорили о нем персонажи до этого. Сосредоточен, немногословен, умен, Тартюф явно не мог, как о нем говорит служанка, обожраться при всех до коликов в желудке. Он не рассыпает направо и налево цитаты из Библии. Он вообще выглядит изнуренным борьбой с собственными страстями молодым человеком, которому важнее всего — чтобы ему молиться не мешали. К нему сразу проникаешься уважением, и хотя мы знаем, что он обманщик, мы всё же начинаем думать, не ошиблись ли мы в нем, не выведен ли он здесь положительным героем. Даже его объяснение в любви Эльмире — как у тургеневского Базарова, трагично, безнадежно и совсем, совсем не смешно.

Но дальше Волков в версии Писарева ведет нас к медленному и безальтернативному признанию того, что именно потому Тартюф — не персонаж пьесы четырехсотлетней давности, а вполне реальная, актуальная угроза. В момент, когда в руках Тартюфа сосредотачиваются материальная и духовная власть, когда всё то, что казалось не просто безобидным, но естественным и благородным, вдруг преломляется, становится преступлением, герои делают телевизор погромче. Там говорят на французском языке, словно бы подчеркивая, что всё это — там, далеко, но мы уже все поняли. Героям нет нужды произносить все актуальные термины новояза двадцатых годов, это зритель спокойно может сделать и у себя в голове.

Телевизор работает еще громче, еще — и тут вдруг в финале Писарев настолько жестко и точно выдает знаменитый мольеровский финал с «богом из машины», что всё вновь переворачивается в глазах аудитории. Зритель Мольера вряд ли настолько остро, насколько мы сегодня, понимал в этот момент, что на самом деле произошло на наших глазах и что собой представляет во всех отношениях симпатичное семейство Оргона. И в этом моменте истины, в этой совершенной ясности вдруг проступает и гений Мольера, и то, как внимательно и мудро прочитал его Писарев, словно сделав «Тартюф» продолжением своего «Кабаре», которое он два года назад выпустил в Театре наций. И туда по-прежнему не так легко попасть, потому что, в отличие от отечественного кино, театр всё еще продолжает описывать действительность, чтобы мы могли узнать и себя со своими проблемами, и все соблазны, которым мы с такой охотой поддались.

Читайте также
Прямой эфир