Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Госдума приняла закон о противодействии телефонному мошенничеству
Общество
Пожар на нефтебазе в Краснодарском крае полностью потушили
Общество
Ефремов отправится на лечение в Москву после выхода из колонии
Мир
Песков назвал недостаточной мировую реакцию на убийства ВСУ российских журналистов
Мир
На Трампа подали в суд из-за ликвидации министерства образования США
Общество
Матвиенко призвала учитывать интересы семей в нацпроектах в сфере транспорта
Общество
Актеры Мадянов и Добровольская посмертно получили премию «Ника»
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М нанес удар по личному составу и технике ВСУ
Общество
Генпрокуратура признала нежелательной в РФ финансируемую НАТО организацию
Мир
Украина может лишиться 500 тыс. снарядов в случае смены власти в Чехии
Мир
World Athletics продлила отстранение российских спортсменов от соревнований
Общество
Косачев назвал гибель Федорчака продолжением нацистской практики со стороны Киева
Мир
Наемница из Канады пожаловалась на срыв Трампом военных планов ВСУ на полгода
Армия
Росгвардия уничтожила объекты военной инфраструктуры ВСУ в Черниговской области
Общество
По факту взрыва газа в многоэтажке в Махачкале возбудили уголовное дело
Мир
В США после проверки департамента Маска признали умершими 7 млн человек
Общество
Школы и детские сады в ДНР вернутся к очной форме обучения и полному дню работы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам года доля стран Глобального Юга в товарообороте с ЕАЭС составит 75%, таким образом союз полностью перестроил свои приоритеты, сообщил «Известиям» министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. При этом с Турцией и Индией ожидается торговля в пределах $60 млрд по итогам 2024-го, уточнил он. Помимо этого, в декабре ожидается подписание соглашения о ЗСТ с Ираном и Монголией, что позволит в полтора-два раза нарастить торговлю с этими странами. Также ЕАЭС намерен усиливать кооперацию с государствами Африки — уже растут объемы торговли с Тунисом. Союз также занимается вопросами цифровизации. Так, 90–95% перевозок России и Белоруссии идут уже по безбумажным технологиям. О росте показателей в торговле и расчетах в нацвалютах — в эксклюзивном интервью Андрея Слепнева «Известиям».

«Соглашение с ОАЭ охватит все практические сферы нашей работы»

— Как ЕАЭС выстраивает контакты в условиях внешнего санкционного давления?

Сейчас идет переключение наших приоритетов торговли с западных стран на государства Глобального Юга. Если посмотреть на цифры до 2022 года, то видно, что доля ЕС была свыше 40%, доля стран Глобального Юга тоже меньше половины. Сегодня доля наших европейских партнеров уменьшилась где-то в 2,5 раза. Доля стран Глобального Юга неуклонно росла, и сейчас мы прогнозируем, что по итогу 2024-го она составит 75% в нашем торговом обороте. Перестройка на Глобальный Юг по факту у нас завершилась.

Сегодня наш ключевой партнер — это Китай. На него приходится чуть больше трети всей нашей внешней торговли. По итогам прошлого года рост был весьма существенным, а к 2025-му ожидается рост 3%. 95% всех расчетов с КНР осуществляется в национальных валютах. С другими торговыми партнерами, к которым относятся Турция, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, также наблюдался серьезный рост торговли.

ЕАЭС
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

С Турцией и Индией мы ожидаем торговлю в пределах $60 млрд по итогам 2024 года. Также в торговле с Индией существенно растет доля расчетов в национальных валютах. Ожидаем, что по итогу текущего года будет достигнут очередной рекорд в этой части и более 65% расчетов пройдут уже в нацвалютах.

Также активно развивается взаимодействие с ОАЭ, их мы рассматриваем как серьезный, глобальный хаб. Ожидаем, что наша торговля превысит $13 млрд.

— ЕАЭС и ОАЭ завершили переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. Но ранее переговоры велись с Египтом и готовились с Индией...

Мы завершили переговоры с ОАЭ. Сейчас переходим к необходимым формальным процедурам, связанным с согласованием и подготовкой к подписанию. Будущее соглашение поддержит тренд на существенный рост торговли с ОАЭ как с глобальным экономическим хабом в регионе. Соглашение должно быть подписано в будущем году.

Уверен, что дальнейшая активизация сотрудничества с Эмиратами раскроет новые возможности для нашего бизнеса не только на рынке стран Персидского залива, но и гораздо шире, учитывая глобальную сетку партнерств, которые сейчас формируют ОАЭ. Что касается практических показателей, то более 90% торговли будет охвачено преференциями, включающими свыше 85% всех товарных линий. Мы ожидаем экономии на пошлинах для экспортеров ЕАЭС до $75 млн в год. И это, конечно, будет давать свой эффект для роста поставок. Видим, что торговля имеет все шансы вырасти с нынешних $13 до $15–17, может, до $20 млрд в среднесрочной перспективе, — это то, что касается наших поставок. И также эмиратские поставки будут расти.

Россия и ОАЭ
Фото: РИА Новости/Анатолий Медведь

Важно и то, что соглашение с Эмиратами гораздо более широкое, чем просто соглашение о товарах. Параллельно сейчас завершаются переговоры по услугам и инвестициям. Таким образом, комплексное соглашение с ОАЭ охватит практически все сферы нашей работы и задаст рамки взаимодействия на долгие годы.

Что касается индонезийского трека, мы видим большую заинтересованность наших партнеров в работе, у нас активные контакты, здесь также стремимся к скорому завершению переговоров. Безусловно, существует ряд позиций, которые еще необходимо отработать.

О египетском направлении. Здесь нам фактически остался последний, но важный шаг. Есть несколько вопросов, которые мы должны урегулировать с египетскими партнерами. Ожидаем положительную реакцию на наши предложения.

Ну и индийский трек был открыт достаточно давно. Мы сейчас активизировали консультации о ЗСТ с Индией и надеемся, что перейдем к практической работе в наступающем 2025 году, имея в виду те контакты и договоренности, которые были достигнуты на высшем уровне, в том числе на саммите БРИКС в Казани.

брикс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Мы имеем все шансы в полтора-два раза нарастить торговлю с Монголией»

— Все ли страны уже ратифицировали подписанное год назад полноформатное соглашение о свободной торговле с Ираном?

Мы активно развиваем нашу сеть соглашений о свободной торговле. Сейчас ратификация соглашения с Ираном завершена в четырех странах нашего союза, и мы планируем, что к предстоящему саммиту ЕАЭС, который состоится в конце декабря в Петербурге, будем иметь уже ратифицированное соглашение, и оно вступит в силу в начале следующего года. Иранское соглашение важно для нас, поскольку это крупный партнер на наших южных рубежах и одна из ключевых стран коридора Север – Юг. Кроме того, эта страна достигла многого в импортозамещении, в развитии собственных технологий и противостоянии санкционному давлению. И мы видим, что иранские партнеры предоставили нам уникальные возможности по доступу, каких не предоставляли еще никому из своих крупных торговых партнеров.

— Ранее сообщалось, что вскоре будет подписано временное соглашение с Монголией. Сохраняются ли эти планы и какие товарные позиции оно затронет?

Монголия наш близкий партнер, мы оперативно провели работу с монгольскими коллегами. Подписание соглашения ожидаем на саммите в Петербурге в декабре текущего года. Это временное соглашение, которое будет развиваться в будущем. Оно охватывает по 375 товарных позиций с каждой стороны, это именно те позиции, которые считаются зонами ключевого интереса наших стран. Экономия на пошлинах в год у нас составит порядка $100 млн, не так мало с учетом ограниченного объема монгольского рынка.

Со своей стороны приветствуем и монгольские товары на нашем рынке. Прежде всего речь идет о ключевой продукции — это мясо, шерсть, кашемир.

Россия Монголия
Фото: РИА Новости/Роман Наумов

Мы подошли к переговорам с Монголией, как, можно сказать, к шестому участнику союза. То есть максимально удовлетворили запросы партнеров и навстречу также получили крайне благожелательные предложения. Имеем все шансы в полтора-два раза нарастить торговлю с Монголией в ближайшей перспективе.

— А с какими еще странами ЕАЭС мог бы заключить преференциальные торговые соглашения?

Со своей стороны, мы, безусловно, делаем акцент на странах Глобального Юга. Кроме того, у нас в работе сейчас еще есть несколько стран, но еще не пришло время для того, чтобы анонсировать эти проработки.

Но в качестве иллюстрации — это работа с Тунисом. Мы видим, что наша торговля резко растет за последние годы. Страна располагается в важном регионе Африки, будущей зоне роста, с которой у нас есть традиционно дружеские связи. И в этом плане рассчитываем, что начинающаяся работа с Тунисом будет успешной и покажет неплохие результаты. На сегодня мы достигли договоренности с моим коллегой — министром торговли Тунисской Республики о запуске совместных исследований для изучения целесообразности заключения соглашения о свободной торговле. Также могу сказать, что в работе несколько стран Африки, Азии и Юго-Восточной Азии, с которыми также прорабатывается потенциальная либерализация торговли.

— Ведутся ли расчеты в национальных валютах с Тунисом или, может, этот вопрос хотя бы обсуждается?

— Безусловно, обсуждаем с Тунисом тему взаимных расчетов, но о конкретных договоренностях можно будет говорить чуть позже, когда мы уже перейдем к переговорам.

«Сербия взяла курс на активизацию работы с ЕАЭС»

— ЕАЭС уже девять лет взаимодействует в режиме свободной торговли с Вьетнамом. А в 2021 году союз подписал такое соглашение с Сербией. Какие новые возможности в связи с этим получает бизнес наших стран?

За период с 2016 по 2023 год наша торговля с Вьетнамом увеличилась на 60%, пик пришелся на 2021-й, тогда она составила $7–8 млрд. Но к нам поступает больше вьетнамских товаров, чем наших во Вьетнам. Если сравнить динамику по тем товарам, по которым отменили пошлину с двух сторон, то увидим, что мы примерно в паритете где-то по миллиарду. Что касается нашего экспорта во Вьетнам, как раз такие поставки выросли больше, чем на 90%, практически в два раза.

вьетнам
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Мы кардинальным образом нарастили поставки свинины, птицы, растительных масел, детского питания, промышленных товаров — это фосфатные удобрения, автобусы. Это позиции, по которым осуществляем солидные поставки, они ранее практически не присутствовали на вьетнамском рынке. Мы и дальше наращиваем, но иной раз появляются ограничители — это не объем рынка нашего партнера, а наши возможности поставлять. Это серьезный индикатор, который показывает, что наша продукция — конкурентоспособна.

Отмечу, что сейчас у нас завершаются все переходные периоды по обновлению ставок ввозных пошлин с Вьетнамом. Планируем в ближайшие месяцы провести очередное заседание совместного комитета с вьетнамскими партнерами, чтобы обсудить, что дополнительно можно сделать для содействия взаимной торговле.

В целом можно сказать, что в Азиатском регионе торговля в беспошлинном режиме — практически общепринятое состояние. Поэтому, если мы хотим иметь доступ к этим рынкам, то должны играть именно по таким правилам.

Что касается сербского соглашения, здесь ситуация несколько специфична, так как по большому счету режим свободной торговли существовал и до того, как союз заключил такой договор. Сегодня видим, что торговля с Сербией растет не так активно, как этого бы хотелось. Конечно, политическая ситуация влияет на эти процессы. Но могу сказать, что буквально на днях мы провели переговоры с представителями Республики Сербия и достигли договоренности, что в начале февраля 2025-го проведем полноценное заседание совместного комитета, на котором обсудим все возможности и то, как можно насытить наши экономические связи конкретным содержанием. Очень важно, что такая активность была проявлена с сербской стороны.

К слову, недавно состоялся визит министра Ненада Поповича к нам в комиссию. Мы подробно также это обсуждали. То есть Сербия взяла курс на активизацию работы с Евразийским экономическим союзом. Я уверен, что результаты не заставят себя долго ждать.

«С Вьетнамом ожидаем подписания соглашения о переходе на электронные сертификаты происхождения»

— Одно из важных направлений по линии ЕАЭС — это внедрение цифровых технологий в торговле, что существенно сокращает операционные и временные издержки бизнеса. Как продвигаются проекты сейчас в этой области?

При внедрении безбумажных технологий, особенно в логистике на транспорте, мы видим существенные эффекты. Например, если идет поставка морского контейнера с обработкой в порту Владивосток, то переход на безбумажные технологии позволяет экономить до пяти дней на следующей поставке.

Проект о цифровых транспортных коридорах реализуется как внутри союза, так и с нашим ключевым партнером — Китаем. Суть проекта — переход на полностью безбумажные перевозки по железным дорогам. Могу сказать, что эффект от проекта оказался замечательным. Российско-белорусские отношения демонстрируют лучшие результаты, 90–95% перевозок идут уже по безбумажным технологиям. Также существенно вырос объем безбумажных перевозок с Казахстаном в направлении Китая, выходит более 70%.

китай
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Следующий этап — полноценная оцифровка всех товаросопроводительных документов, не только грузовых и таможенных. Мы работаем и с Китаем по этому направлению. Надеемся, что в этом году будут заключены полноценные соглашения по электронным цифровым подписям (с КНР).

Если говорить шире про цифровую торговлю, что нам поручено лидерами наших государств проработать в перспективе до 2030 года и дальше, то мы планируем разработать базовую модель электронного документооборота для всей В2В-торговли, а также создать условия для формирования децентрализованных платформ смарт-контрактов.

Также одна из важных тем в сфере цифровизации — это искусственный интеллект. Здесь нам важно наличие основных принципов безопасного применения, в том числе на базе Кодекса этики ИИ, уже действующего в ряде стран союза.

Работаем и над внедрением сертификатов в цифровом формате. С Вьетнамом ожидаем подписания соглашения о переходе на электронные сертификаты происхождения. После этого намерены повторять эту практику и расширять ее на другие страны.

— На третьем Евразийском экономическом форуме в Ереване активно обсуждался вопрос развития регулирования электронной торговли в союзе...

Электронная торговля растет бурными темпами. В прошлую пятницу мы на площадке рабочей группы высокого уровня по электронной торговле завершили переговоры по внутрисоюзному соглашению в этой сфере. Они непросто шли в течение двух с половиной лет. Сейчас переходим к процедуре вычистки и подготовки к подписанию.

Нам важно создать такие условия работы, чтобы не возникало барьеров при продаже, когда продавец, например, белорусский, площадка — российская, а покупатели — из Казахстана. Три законодательства, две границы, разные нормативы и разные юридические лица, а должно всё работать так, чтобы совершенно спокойно заказ можно было разместить через телефон или компьютер и товар быстро пришел с минимальными издержками и по минимальным ценам.

Участники сессии "Электронные торговые площадки ЕАЭС: баланс интересов бизнеса и государства" в рамках Евразийского экономического форума-2024 в Ереване

Участники сессии «Электронные торговые площадки ЕАЭС: баланс интересов бизнеса и государства» в рамках Евразийского экономического форума – 2024 в Ереване

Фото: РИА Новости

Обычно всех очень интересуют поставки из третьих стран. Сейчас завершается ратификация внедрения нового регулирования в Таможенном кодексе. И в этой связи будут приняты новые решения по пошлинам на товары электронной торговли. Планируем, что пошлина будет установлена в пределах 5% на товары при их цене выше, чем €200.

— Недавно Совет ЕЭК принял комплекс таможенно-тарифных решений о предоставлении льгот в отношении ряда продуктов, что направлено в первую очередь на сдерживание роста цен на социально значимые продукты питания. Как эти решения повлияли на рынок и на отечественных производителей?

Мы активно вовлечены в работу по стабилизации внутреннего рынка наших государств. Ситуация сейчас нестабильная, что прежде всего связано с инфляцией. На недавнем заседании совета приняли решения о предоставлении тарифной льготы по ряду позиций: в отношении сливочного масла, мяса крупного рогатого скота, овощей и яблок, — там, где видны серьезные ценовые пики и где необходимо приоткрыть возможности для импорта на временной основе для стабилизации ситуации. Мы внимательно смотрим и за объемами, и за периодом для того, чтобы меры были точечными и не дестабилизировали собственное производство.

Необходимо оценивать как интересы потребителей и снижение инфляции, так и интересы производителей. Сам факт такого решения уже имеет охлаждающий эффект на рынок, так что мы эту работу будем продолжать, но аккуратно.

еэк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— В июне Евразийский межправительственный совет одобрил подходы к регулированию климатической повестки в рамках ЕАЭС. Какие уже есть результаты работы в этой области?

Каждое государство ЕАЭС взяло свои обязательства по сокращению выбросов. Наши договоренности и подходы исходят из предпосылки, что достижения целей по климату не должны вредить устойчивому экономическому росту и создавать торговые барьеры. И, кстати, эта дискуссия идет и в БРИКС, и в ШОС, чтобы у нас были общие стандарты. Такая заинтересованность в наших странах существует, и мы будем продолжать работу. Важно еще и то, что страны ЕАЭС имеют огромный потенциал по развитию вклада в достижение общемировых климатических целей.

Мы уже два года реализуем конкурс «Зеленая Евразия», где поощряем лучшие разработки в сфере экологии малого и крупного бизнеса, а также государственные механизмы. В следующем году проведем третий конкурс.

Читайте также
Прямой эфир