Заправский моряк: спущен на воду танкер «Инженер-адмирал Котов»
Спущенный на воду 5 декабря средний морской танкер «Инженер-адмирал Котов» стал третьим в серии проекта 23130. По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», такие вспомогательные суда необходимы российскому флоту для решения задач в дальней морской и океанской зоне. Танкер может на ходу одновременно осуществлять заправку трех кораблей.
Пополнение во вспомогательном флоте ВМФ России
Средний морской танкер «Инженер-адмирал Котов» спустили на воду 5 декабря в Петербурге, сообщили в Минобороны России. Его строительством занимался Невский судостроительно-судоремонтный завод, который входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
В военном ведомстве рассказали, что танкер предназначен для приема, хранения, транспортировки и передачи различных жидких грузов для флота: мазута, дизтоплива, моторного масла, авиационного керосина, пресной воды. Возможна перевозка и сухих грузов, в том числе различного технического и шкиперского имущества, продуктов питания.
— Событие очень важно для Военно-морского флота. Преимущество данных танкеров — это возможность одновременного осуществления заправки трех кораблей на ходу. Его основное предназначение — это обеспечение дальних походов кораблей, — заявил начальник службы вспомогательного флота Главного командования ВМФ капитан первого ранга Анзор Дандамаев.
Танкер может без швартовки к другому кораблю передавать и принимать жидкие грузы с борта на борт, также это делать кильватерным способом. Кроме того, выдавать горючее одновременно трем судам, идущим от него на расстоянии от 50 до 100 м.
Это самые большие суда, которые когда-либо спускались на воду за всю историю завода, которому в 2024 году исполнилось 111 лет. Танкер назвали в честь потомственного корабела Павла Котова. Его дед строил крейсер «Аврора», отец — линейные корабли для Балтийского флота, а сам инженер-адмирал участвовал в разработке атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и крупнейшей в мире атомной подводной лодки стратегического назначения «Тайфун».
Снабжение в дальних походах
У России не так много мест на карте мира, где наши корабли могут пополнить запас во время дальних походов, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин.
— Сейчас такие базы у нас есть в Судане и в Средиземном море, — уточнил он. — Поэтому боевые корабли без вспомогательного флота, который обеспечивает их топливом, продовольствием, не функциональны. Водоизмещения 12 тыс. т достаточно, чтобы обеспечить всем необходимым два-три корабля такого класса, как «Адмирал Горшков» — многоцелевой фрегат первого ранга с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Отрадно, что программа выполняется, потому что от этого напрямую зависит боеготовность нашего флота. И, если он сделан для Северного флота, значит, у него усиленная ледовая защита, которая позволит ему пробивать лед определенной толщины без помощи ледоколов.
Как отметил эксперт, возможность перевозки авиационного керосина на танкерах очень важна.
— На каждом нашем фрегате есть вертолет. Но в дальнейшем, когда наш тяжелый авианесущий крейсер — флагман Военно-морского флота России «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — выйдет в море, нам понадобится не один танкер, — подвел итог Василий Дандыкин.
У нас есть проблемы со вспомогательным флотом — танкеры довольно старые и, конечно, спуск на воду очередного — большое подспорье нашему ВМФ, рассказал «Известиям» научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Илья Крамник.
— «Инженер-адмирал Котов» будет нужен, чтобы сопровождать корабли в дальних походах, — отметил он. — Он будет обеспечивать их топливом. В первую очередь, речь идет о кораблях малого и среднего водоизмещения: танкер сам достаточно небольшой. Он сможет в дальнем походе заправить всем необходимым несколько раз группу корветов и фрегатов или один-два раза крейсер. Таких кораблей нам нужно гораздо больше. Я надеюсь, что мы дойдем до строительства крупных кораблей комплексного снабжения, каким была советская «Березина». Они будут востребованы, если наше военное руководство решит, что стране нужен океанский флот с большими кораблями.
В Арктике создают флот «плавучих бензоколонок»
Ранее «Известия» писали, что Минобороны России планирует создать в Арктике флот «плавучих бензоколонок», куда войдет и «Инженер-адмирал Котов». Первым судном проекта 23130 стал средний морской танкер «Академик Пашин». 21 января 2020 года в торжественной обстановке на нем прошла процедура поднятия флага вспомогательного флота ВМФ России.
«Василий Никитин» стал вторым средним морским танкером проекта 23130. Его спустили на воду в 2023 году.
По планам военного ведомства, танкеры будут не только снабжать топливом боевые корабли в море, но и обеспечивать ресурсами береговую инфраструктуру в Арктике. По мнению бывшего начальника главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова, Северный флот ВМФ РФ выбран в качестве приоритетного для пополнения танкерами, поскольку он самый большой и самый активный. Его корабли ходят и в Средиземное море, и к берегам Южной Америки, и по Севморпути до мыса Дежнева.