«100% сырья поступает от крупных отечественных производителей»
В условиях внешних вызовов и санкций российский бизнес столкнулся с рядом трудностей. Несмотря на повышение стоимости сырья и оборудования, удорожания кредитов, он обеспечивает продовольственную безопасность страны. Более того, в подобной ситуации отечественный бизнес успевает расширять географию экспорта — например, в обозримом будущем могут начаться поставки колбасной продукции российского производства в Китай. Переговоры об этом уже ведет компания «Аби», несмотря на санкции развивающая экспорт и наращивающая производство своей продукции для внутреннего и внешнего рынков. О том, как новые условия изменили работу бизнеса, в интервью «Известиям» рассказала генеральный директор «Аби» Татьяна Трифонова.
— Татьяна Владимировна, на коллегии Минсельхоза по итогам года глава ведомства Оксана Лут заявила, что продовольственная безопасность России будет обеспечена. В связи с этим интересно, с какими итогами заканчивает этот год ваша компания? Удается ли выполнить государственные задачи?
— Мы работаем над многими целями, поставленными государством, в том числе и по достижению национальной продовольственной безопасности. В этом году мы завершили большую инвестиционную программу, которая длилась четыре года. За это время в развитие производственных мощностей, и не только, компанией было вложено 26 млрд рублей.
В результате этой работы в 2024-м мы запустили новый завод по производству колбасных изделий мощностью 500 т в сутки. А в начале следующего года планируем запустить второй завод по выпуску готовых продуктов питания, таких как чебупели, чебуреки, наггетсы.
После запуска этих двух заводов общий объем производства компании увеличим в два раза, плюс их продукция будет поставляться на экспорт.
— Какое сырье при таких объемах вы используете: российское или иностранное? Как отразились на вашей компании санкции?
— 100% мясного сырья поступает к нам от крупных отечественных производителей. Когда в 2021 году в отношении РФ ввели более серьезные санкции, у нас был тяжелый период, потому что было много импортной упаковки. Но за эти годы мы уже преимущественно перешли на российское.
— А что касается технологического оборудования? Оно отечественное?
— До санкций всё промышленное оборудование было импортное. Наверное, 90% его было из Германии, а остальное — из других европейских стран. Изготовление колбасных изделий и готовых продуктов питания — очень высокотехнологический процесс, который требует использования современных мощностей.
Непростая экономическая ситуация заставила нас научиться делать свое, отечественное, оборудование. То есть мы совместно с российскими разработчиками способом обратного инжиниринга (процесс разработки изделия на основе готового образца. — «Известия») начали внедрять в производство свои технологии.
Второе, каждому оборудованию нужен софт. Например, программа, когда мы выбираем режимы производства того или иного продукта в зависимости от его рецепта. Какие-то продукты нежные вареные, какие-то — копченые и более плотные. Для их производства выставляется определенная температура, время приготовления, подача особенных компонентов.
Мы создали свою компанию «Аби Цифровые технологии». Сейчас в ее штате работают порядка 300 человек, которые занимаются не только операционной поддержкой текущих систем, но и разработкой собственных программных продуктов.
Один программный продукт — осмечивание строительных работ — мы разработали, используем и уже зарегистрировали в Роспатенте. Наши айтишники ведут сегодня и другие разработки.
Кроме того, у нас после ввода санкций возникли сложности с запчастями — комплектующими. Чтобы решить эту проблему, мы открыли инжиниринговую компанию «Аби инжиниринг». Сейчас она, в том числе, занимается и НИОКРом, разработкой технической документации к нужным для нас деталям и оборудованию.
— В условиях роста цен как удается сохранить приемлемый для потребителей ценовой коридор и качество? Сколько вы инвестируете непосредственно в эту сферу?
— Как я уже сказала, в качество мы вкладываем много. Во-первых, это новые производственные мощности. Во-вторых, у нас есть большой департамент качества. Там работают компетентные сотрудники, которые знают, как должен быть устроен технологический процесс, и проверяют его на предмет того, чтобы не было никаких нарушений. И плюс мы открыли у себя свою лабораторию качества. Для этих целей мы построили специальное здание, оснастив его необходимым оборудованием. Сейчас эта лаборатория, которая, кстати, получила государственную аккредитацию, проверяет всё сырье, которое поступает от поставщиков, а также готовую продукцию.
— Какая продукция сегодня больше всего пользуется спросом у населения?
— Основной объем нашего производства — это колбасные изделия. Еще со времен Советского Союза, помните, снимали фильмы с очередями именно за колбасой, а не за мясом. Поэтому можно сказать, что колбаса в России — это такой национальный продукт. Хотя, конечно, и сосиски традиционно пользуются спросом у покупателей.
Кроме того, сейчас мы видим, что сильно растет потребление полностью готовых продуктов, таких как чебуреки, наггетсы, чебупели. Людям удобно: купил, разогрел, и ты наелся.
Также в этой категории у нас еще есть растительный сегмент, который мы выпускаем под торговой маркой Foodgital. Это продукты, в производстве которых используются только растительные компоненты, такие как нут, горох и пшеница. Под этим брендом мы также выпускаем наггетсы, котлету для бургера и другие продукты. Сейчас эта продукция занимает не очень большую долю в общем объеме производства, но показывает хорошую положительную динамику из года в год.
— В конце ноября ваша компания в рамках Всероссийского ЭКГ форума получила награду «Лидер ЭКГ-рейтинга. За вклад в достижение национальных целей развития». Что означает этот статус и какие преимущества он дает вашей компании?
— Для нас это очень важное событие и большая награда. ЭКГ-рейтинг — это независимая оценка бизнеса, направленная на определение уровня его благонадежности, социальной и экологической ответственности. Сами параметры этой оценки заложены в названии.
Так, буква «Э» в аббревиатуре названия рейтинга означает «экология». То есть тут проводилась оценка экологичности производства нашей компании. По этому параметру мы набрали очень много баллов, так как нами используется современное, технологически безопасное оборудование с различными степенями очистки. Кроме того, на 100% сегодня вся упаковка нашего товара подлежит переработке.
Вторая буква «К» — кадры — она означает работу компании с сотрудниками. Мы уделяем этому очень большое внимание. У нас уже больше 10 лет действует очень масштабная социальная программа, в рамках которой для сотрудников предусмотрены различные льготы и компенсации. Плюс у нас действует программа по бесплатной медицинской диагностике. Кроме того, мы заботимся, чтобы были комфортные рабочие места как на производстве, так и в офисах. Помимо этого, компания отслеживает в России реализацию и появление новых нацпроектов, под которые разрабатывает отдельные программы.
Третья буква «Г» — государство. Лидерство в этом параметре оценки означает, что мы идем вместе с государством, которое, в свою очередь, поддерживает лидеров ЭКГ-рейтинга. Например, у нас во Владимирской области для лидеров рейтинга был издан ОЗ — областной закон об ответственном инвесторе, который, в том числе, дал нам возможность сократить сроки получения государственных и муниципальных услуг.
— В России вновь обсуждают повышение ключевой ставки. Многие отрасли экономики оказались из-за этого в сложной ситуации. Как повлияла экономическая ситуация на ваши инвестпроекты?
— В этом году мы завершаем крупную инвестиционную программу, по которой мы выполнили все обязательства. Сейчас мы разрабатываем новый масштабный инвестпроект, рассчитанный до 2030 года. К 15 декабря мы должны его окончательно сформировать. Общий объем инвестиций пока назвать не могу, но в следующем году мы планируем их вложить на сумму порядка 10 млрд рублей.
— Как в связи с этим выглядят сегодня экспортные возможности компании? В какие страны поставляется продукция и с какими ведутся переговоры о поставках?
— Мы активно развиваем экспорт, который является для нашей компании очень интересным направлением. Сегодня мы поставляем нашу продукцию уже в 15 государств. Это все страны СНГ, плюс Монголия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Китай. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры еще с рядом стран. Надеемся, что вот-вот начнутся поставки во Вьетнам и на Сейшельские острова.
— Понятно, что страны СНГ имеют представление о российских продуктах. А что выбирают такие страны, как ОАЭ или Китай?
— В Объединенные Арабские Эмираты идет вся наша продукция, в том числе и колбаса, и готовые продукты питания. Возможно, это связано в том числе с тем, что там очень много наших соотечественников. Саудовская Аравия — более мусульманское государство с жесткими требованиями к продуктам, связанными с религиозными аспектами. Туда мы отправляем нашу продукцию на растительной основе. В Китай тоже отгружаем Foodgital, а еще сладкую выпечку чебупай. Это пирожки с вишневой и другой начинкой. Пока для нас закрыт туда ввоз готовых переработанных мясных продуктов. Но китайцы очень хотели бы, чтобы начались поставки нашей колбасы. По этому вопросу мы сейчас работаем вместе с нашим правительством.