Боевая оппозиция: выборы президента Грузии могут усилить раскол в стране
Прозападная оппозиция в Грузии может не признать итоги президентских выборов. Правящая партия «Грузинская мечта» 27 ноября представила на высший в стране пост кандидатуру депутата Михаила Кавелашвили. Он известен критикой Запада и обвинениями США в желании открыть «второй фронт» против России на территории Грузии. Голосование назначено на 14 декабря. Главу республики впервые определят по новой системе: через коллегию выборщиков, что априори затрудняет возможность баллотироваться действующему лидеру Саломе Зурабишвили. Как будут складываться отношения парламента с президентом и стоит ли ожидать раскола — в материале «Известий».
Чем известен Михаил Кавелашвили
После того, как в Грузии состоялись парламентские выборы, на которых уверенно победила правящая «Грузинская мечта», страна активно готовится к выборам президентским, которые должны пройти 14 декабря. Еще в 2017 году Грузия отказалась от смешанной системы, став парламентской республикой, поэтому в этот раз главу государства впервые определят не всеобщим и всенародным голосованием, а через коллегию из 300 выборщиков. В нее войдут 150 депутатов парламента и 150 депутатов местных органов власти. Кроме того, президент будет избираться на пятилетний срок, а не шестилетний, как это было ранее.
27 ноября «Грузинская мечта» представила на пост президента кандидатуру депутата Михаила Кавелашвили. При этом ранее СМИ сообщали, что основным кандидатом может стать экс-премьер страны Ираклий Гарибашвили. Политик, к слову, неоднократно выступал за восстановление экономических и торговых связей с РФ.
Стоит отметить, что Михаил Кавелашвили до прихода в политику был известным футболистом. Примечательно, что он играл на позиции нападающего и забил за сборную Грузии девять голов, что стало одним из лучших результатов в истории футбола в этой стране. В 2016 году он попал в грузинский парламент, куда был избран депутатом от «Грузинской мечты». Спустя шесть лет Михаил Кавелашвили и еще несколько членов парламента вышли из «Мечты», чтобы продолжить работу в качестве независимых депутатов и высказывать свое мнение, не ставя правящую партию в неловкое положение. Тогда же Кавелашвили и его сторонники основали организацию «Сила народа», а затем одноименную партию, которая стала известна антизападными настроениями. Так, «Сила народа» неоднократно критиковала США, обвиняя их в намерении свергнуть правящую партию, вернуть к власти прозападную силу экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» и желании втянуть Грузию в украинский конфликт. В октябре 2024 года Михаил Кавелашвили снова был избран депутатом от «Грузинской мечты».
Не исключено, что именно внешнеполитические взгляды Михаила Кавелашвили стали решающим фактором, по которым правящая партия выбрала его в качестве кандидата в президенты. Стоит напомнить, что в «Грузинской мечте» также заявляли, что западные страны рассчитывают открыть «второй фронт» против России в республике. Из-за продолжающегося конфликта «Мечты» с президентом Саломе Зурабишвили, очевидно, что основатель партии Бидзина Иванишвили сейчас нуждается в сотрудничестве с лицами со схожими с «Мечтой» взглядами.
К слову, ранее действующая глава государства допускала, что может баллотироваться на второй срок, но только в случае победы оппозиции на парламентских выборах. Сейчас же теоретически кандидатуру Зурабишвили могут выдвинуть оппозиционные члены коллегии. Это могут быть если не депутаты парламента, которые отказываются от мандатов, то представители местных органов самоуправления. Однако оппозиция может вообще не участвовать в выборах, так как ранее объявила правительство Грузии нелегитимным. Пока сложно сказать, как будут складываться отношения парламента и будущего президента, заявил «Известиям» грузинский политолог Петре Мамрадзе.
— Как будут складываться сейчас отношения, прогнозировать трудно. В данном случае новый кандидат все годы проявлял себя как верный член партии. Можно надеяться, что он останется таким же твердым и стойким, — заявил он.
Тем не менее стоит отметить, что кандидатуру Саломе Зурабишвили на выборах в 2018-м поддержали в «Грузинской мечте», как и кандидатуру предыдущего президента — Георгия Маргвелашвили. После выборов конфликт между парламентом и президентом может прекратиться, отметил в разговоре с «Известиям» заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.
— Если парламент и президент придерживаются одинаковой политической линии, то вряд ли следует ожидать конфликта. Но стоит учитывать, что бывший и нынешний президенты тоже начинали как ставленники правящей партии и первые годы работали в тесном тандеме с парламентом. Но сейчас предпосылок к конфликту нового кандидата и парламента не чувствуется, — говорит эксперт.
Как на результаты выборов отреагирует оппозиция
Согласно закону, первое заседание парламента созывает и открывает президент, однако 25 ноября был первый в истории случай, когда глава государства его не назначила. Это, впрочем, не удивительно, так как президент Саломе Зурабишвили уже долго находится в открытом конфликте с парламентом. Примечательно, что и президентские выборы изначально должны были пройти в январе 2025-го, однако парламент решил провести их до конца этого года.
Саломе Зурабишвили стала президентом в 2018-м. За последние пять лет ее отношения с «Грузинской мечтой» из небольших разногласий переросли в настоящий конфликт. Зурабишвили неоднократно выступала с критикой правящей партии, подчеркивая, что та ведет «вражескую и необдуманную политику». Президент считается лидером оппозиции и выступает за укрепление сотрудничества с Западом. Хотя «Грузинская мечта» позиционирует себя как прозападная партия, отношения республики с Евросоюзом в последние годы начали стремительно ухудшаться. На это в том числе повлияло принятие закона «О прозрачности иностранного влияния», а также утверждение с подачи «Мечты» закона о запрете пропаганды ЛГБТ (движение признано в России экстремистским). После этого в ЕС на этапе открытия переговоров о вступлении в союз заявили о приостановке процесса интеграции Грузии в объединение.
В «Мечте» свои действия объясняли тем, что после начала СВО западные страны хотят втянуть Грузию в украинский конфликт и требуют присоединиться к санкциям против РФ. При этом Москва остается важнейшим торгово-экономическим партнером Тбилиси, поэтому такой шаг привел бы к тяжелейшим последствиям для Грузии.
В преддверии парламентских выборов конфликт «Грузинской мечты» и президента усугубился. В 2023 году правящая партия инициировала в парламенте процедуру импичмента Зурабишвили, так как она совершала зарубежные визиты без разрешения правительства. Однако для отставки президента у правящей партии не хватило голосов.
После объявления итогов парламентских выборов, прошедших 26 октября, президент заявила, что голосование было сфальсифицировано, и призвала жителей выходить на митинги. Так, спустя два дня в республике начались акции протеста оппозиции, которые длятся по сей день. Митингующие требуют проведения повторных выборов. К слову, первое заседание парламента также сопровождалось волнениями, оппозиция намеревалась сорвать его.
Впрочем, ситуацию активно подогревали и на Западе. Наблюдатели из ОБСЕ заявили, что голосование в целом было хорошо организовано, однако они отметили якобы напряженную и давящую атмосферу перед днем выборов, а также несколько случаев запугивания и процедурных несоответствий в течение дня голосования. Спустя несколько часов после выступления наблюдателей Брюссель и Вашингтон призвали расследовать нарушения в ходе голосования. Также с недружелюбными заявлениями выступали отдельные западные политики. Президент Литвы Гитанас Науседа заявлял, что теперь не верит в европейское будущее Тбилиси. А в Швеции и вовсе объявили, что приостанавливают все виды сотрудничества с Тбилиси.
На текущий момент протесты в Тбилиси сложно назвать многочисленными, они скорее локальные. Тем не менее вряд ли президентские выборы спровоцируют новые волнения или как-либо повлияют на их масштабность, считает Петре Мамрадзе.
— Сейчас оппозиция будет издеваться над выбранным кандидатом, пытаться найти причины придраться к нему. В целом, невозможно будет найти кандидата в президенты, который устроил бы оппозицию, — сказал он.
Хотя президент в Грузии не определяет основные векторы внешней и внутренней политики государства, его фигура, безусловно, играет важную роль в делах страны. Не исключено, что оппозиция может объявить нового президента нелегитимным.
— Она не признает результаты этих президентских выборов, что логично. Однако массовых протестов не будет, так как всё-таки ключевая повестка — это парламентские выборы, а выборы президента — скорее послевкусие, — считает Вадим Муханов.
Вполне вероятно, что возможность протестов будет зависеть от заключения технической миссии Евросоюза, которая направится в республику для оценки результатов парламентских выборов. Ее положительное резюме будет априори означать согласие Запада с результатами голосования, и по факту у оппозиции не будет никакой поддержки извне.