Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За год в полтора раза выросла активность самозанятых, которые регистрируют собственные торговые марки, сообщили в Роспатенте. Такая возможность для физлиц появилась летом 2023 года. Особенно часто подавали заявки на нейминг в сферах производства одежды, обуви, программного обеспечения, бытовой химии и косметики. О том, что дает личный бренд и как его защитить, — в материале «Известий».

В конкурентных условиях

Самозанятые за полтора года подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности почти 25 тыс. заявок на регистрацию личных брендов, сообщили «Известиям» в Роспатенте. Право на собственные товарные знаки эти лица получили в конце июня 2023 года. С этого времени они могут стать владельцами брендов на свою продукцию, создать узнаваемый сайт. Раньше такая возможность была только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

29 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2022 года №193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Он дал старт заявкам на регистрацию товарных знаков от физических лиц (самозанятых).

— Возможность регистрировать личные бренды сразу стала популярной у россиян без статуса ИП, — рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов. — Во второй половине 2023 года они подали в Роспатент 9427 заявок на товарные знаки. А с января по сентябрь 2024 года — уже более 15,5 тыс.

Роспатент
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Таким образом, отметил он, активность в этом направлении выросла более чем в полтора раза.

По его словам, на долю самозанятых граждан приходится около 15% от общего числа заявок на регистрацию товарных знаков. Всего за девять месяцев 2024 года в Роспатент поступило 100 тыс. таких заявок от юридических и физических лиц. В них представлены сегменты одежды и обуви (21,5% заявок), программное обеспечение и электроника (17,9%), бытовая химия и косметика (13,6%), печатная продукция и канцелярские принадлежности (11,8%), а также кондитерские и хлебобулочные товары (11%).

Возможность получить собственный товарный знак обеспечивает гражданам равные возможности с юридическими лицами и снимает ряд административных барьеров, отметил Юрий Зубов.

— Личный бренд помогает самозанятым продвигать свои услуги и товары как на традиционных рынках, так и на маркетплейсах, — сказал он. — Высокая заявительная активность, которую демонстрируют граждане, подтверждает открывшиеся перед ними перспективы.

Склад
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

В Минэкономразвития пояснили, что зарегистрированный товарный знак позволяет самозанятым конкурировать на рынке наравне с компаниями и ИП.

Это дополнительный инструмент для развития личных брендов и продвижения товаров и услуг, — отметили в пресс-службе ведомства. — Он подчеркивает уникальность продукта и способствует формированию его дополнительной стоимости за счет узнаваемости продукта, его качества и других потребительских характеристик, а также защите конечного потребителя от контрафакта.

В министерстве напомнили, что на июль 2023 года в стране было более 8 млн самозанятых, а к концу сентября 2024 года их число уже составило более 11,4 млн.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

При этом отечественный бизнес в целом традиционно проявляет высокий интерес к брендингу своей продукции и услуг, отметили в Роспатенте. Активность предпринимателей в регистрации товарных знаков стабильно растет в последние 10 лет — с 2015 года. Количество заявок в Роспатент на товарные знаки от россиян увеличивается в среднем на 15% в год.

— Если в 2015 году поступило 34 304 таких заявок, то в 2023 году этот показатель превысил 123 тыс., — сообщили в его пресс-службе. — То есть брендинговая активность российских предпринимателей за это время выросла в 3,5 раза.

Интенсивнее всего товарные знаки регистрируют предприниматели из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Зачем нужен товарный знак

Интерес к регистрации товарных знаков во многом связан с активным внедрением личного бренда как визитной карточки бизнеса, пояснил юрист практики «Интеллектуальная собственность» K&P.Group Илья Кураков.

В условиях современного рынка, века технологий и интернета любой специалист может стать «лицом» своей области, привлекая аудиторию к своим услугам или продуктам, — сказал он.

Офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Он добавил, что наличие четко сформированного личного бренда позволяет установить доверие с клиентами, работодателями и партнерами.

— Люди охотно доверяют тем, кто имеет ясное представление о своих ценностях и миссии, что напрямую влияет на объем клиентской базы, — сказал эксперт.

Кроме того, успешный и сильный бренд может привлечь внимание и привести к сотрудничеству с крупными компаниями или партнерами, с его помощью становятся доступны такие возможности, как ведение собственных проектов и стартапов, а также привлечение инвесторов.

— Личный бренд — это не просто тренд, а важный инструмент, который напрямую влияет на релевантность бизнеса, — сказал Илья Кураков. — В связи с этим актуальным становится вопрос применения правовых механизмов для его защиты, и наилучшим вариантом становится регистрация товарного знака.

Офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Эта возможность существенно увеличивает востребованность продукции, имеющей за спиной свою историю, отметил в разговоре с «Известиями» советник юридической фирмы О2 Consulting Иван Галкин.

— Конечно, нельзя исключать, что облегченный доступ к регистрации товарных знаков в какой-то степени увеличит количество недобросовестных «сквоттерских» практик, — допустил он.

«Сквоттеры» — это актуальная проблема на рынке: такие организации регистрируют большое количество товарных знаков для последующей подачи исков в суд на якобы нарушение их права на тот или иной бренд.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Впрочем, Иван Галкин отметил, что пока сведений о массовых нападениях на самозанятых со стороны «сквоттеров» не было.

Но зато самозанятые и другие предприниматели имеют возможность, зарегистрировав товарный знак, защищать его в последующем. Так, при обращении в суд в связи с нарушением своих прав на него размер компенсации может составить от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Читайте также
Прямой эфир