Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова назвала «план стойкости» Зеленского набором болезненных фантазий
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Стиль
Приклеенный к стене скотчем банан продали на аукционе за $6,2 млн
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Мир
Сенат США не одобрил резолюцию против списания долга Украины
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Около половины скидок на распродажах «11.11» — фейк. Об этом «Известиям» рассказали участники рынка и эксперты. Компании-продавцы накануне распродажи специально завышали цены, а потом скидывали до медианного уровня в ходе акции. На «Авито» из-за мнимых скидок к распродаже не допустили 4 млн из 9 млн заявленных объявлений. В Wildberries говорят, что объемы подобных махинаций по сравнению с прошлым годом выросли. По оценке аналитиков, перед распродажами завышаются цены в 50–65% предложений. Торговые площадки пытаются бороться с этими злоупотреблениями — в частности, используя искусственный интеллект.

Как задирают цены на распродажах

Примерно половина участников распродаж, в том числе и мероприятия «11.11», стартовавшего в понедельник, пытаются предложить покупателям фальшивые скидки. Об этом «Известиям» рассказали эксперты и представители торговых площадок. Например, благодаря специальному «алгоритму честных цен» «Авито» не допустил к распродаже 4 млн объявлений из 9 млн, которые были заявлены продавцами для участия в акции, сообщили в компании.

Ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Мы используем решение, которое позволяет исключить фальшивые скидки — то, с чем довольно часто можно столкнуться в сезон как офлайн-, так и онлайн-распродаж. За корректностью всех назначенных скидок следит особый алгоритм. Сервис исключает товары, стоимость которых менялась в преддверии старта кампании, и превышает среднюю за последний месяц, — объяснили в «Авито».

Под выставлением некорректных скидок (читингом) участники рынка онлайн-торговли подразумевают практики, используя которые продавцы, например, за месяц до распродажи ставят заведомо завышенные цены на товар. А в ходе распродажи снижают их до медианного уровня.

О том, какую долю недобросовестные предложения на распродажах занимают в общем количестве скидочных акций, представители российских маркетплейсов оценивать не стали. В пресс-службе Wildberries лишь отметили, что доля читеров в этом году выросла.

По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, читинг присутствует примерно в половине предложений на крупных онлайн-площадках.

Скидки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Обычно это выглядит так. Ты приходишь на маркетплейс и видишь огромную скидку на товар на распродаже — до 30%. Но при этом понимаешь, что это его обычная цена. А скидка образуется от того, что чуть раньше стоимость подняли на размер будущей скидки. Кстати, электроники это касается не в первую очередь — манипулировать пытаются со скидками на такие товары, как, например, кофе, — рассказывает эксперт.

Эльдар Муртазин утверждает, что за несколькими предложениями может стоять один и тот же продавец. Имеет место своеобразная «игра» с потенциальным покупателем: в одном объявлении цена задрана до заведомо неприемлемого уровня, в другом — снижена до величины, которая может заинтересовать покупателя, объясняет он.

По мнению гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, перед распродажами повышаются цены в 50–65% предложений, а затем они снижаются, что создает видимость скидок. По отдельным категориям товаров TelecomDaily подсчитывало ценовую динамику: выяснилось, что этим грешат не только мелкие торговцы, но и крупные розничные офлайн-сети, утверждает он.

Как торговые площадки борются с фейковыми скидками

Некоторые продавцы парфюмерии покупают ее за 100 рублей, а в рознице она стоит 30 тыс. рублей. Тот товар, который стоит 100 тыс. рублей, закупается по 2 тыс. рублей — за счет большого объема закупок, пояснила «Известиям» сотрудница торговой компании механизм образования скидок.

Заказы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По ее словам, максимальный размер скидок по акциям определяют сами бренды. Могут быть акции: кремы, которые обычно стоят 7 тыс. рублей, продаются несколько дней по 999 рублей — это нужно, чтобы поднять трафик, чтобы покупатели пришли в магазин и приобрели что-нибудь еще, объяснила она.

— Так «черные пятницы» устроены во всех магазинах: у нас она длится с 1 ноября по 1 декабря. Сначала скидки минимальны, а к концу могут доходить до 80%, — пояснила собеседница «Известий».

Со скидкой будет та же цена, что была до ее повышения, объяснила «Известиям» сотрудница ювелирного магазина. Прошло повышение цен, а со скидкой, допустим, цепочка будет стоить столько же, сколько до повышения, рассказывает она.

— Людям нравится видеть изначальную цену и цену со скидкой, — утверждает собеседница «Известий».

Озон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Представители торговых площадок не отрицают наличия читинга на распродажах, но подчеркивают, что компании борются с ним с помощью современных информационных технологий, в частности искусственного интеллекта (ИИ) и других аналитических инструментов.

— Наши клиенты надежно защищены от подобного рода читерства, потому что мы можем с крайне высокой точностью прогнозировать реальную стоимость товара и оперативно находить манипуляции ценой. Это достигается благодаря постоянному дообучению и развитию наших ИИ-моделей. В особых, наиболее сложных случаях, модерация осуществляется командой в ручном режиме, чтобы гарантировать сохранность средств наших пользователей, — уверяют в Wildberries.

Ценообразование на Ozon остается за продавцами, но компания внимательно следит за фактическим размером скидок на акционные товары, рассказали «Известиям» в пресс-службе маркеплейса.

— Селлер может участвовать в распродаже, если предоставляет определенный размер скидки к медианной цене товара за последние 30 дней до добавления в акцию, — утверждают в пресс-службе маркеплейса. — Рекомендуемые для участия в акциях размеры скидок — результат тщательной работы аналитиков, которые изучают специфику каждой категории, особенности спроса на разные товары и рыночные тренды.

Распродажа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Предоставлять ненастоящие скидки невыгодно для продавцов, так как покупатель легко может сравнить стоимость схожих товаров на онлайн-полке маркетплейса и сделать свой выбор в пользу конкурента с более выгодной ценой, добавляют в Ozon.

Как вырос средний чек покупок на распродажах

В целом, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в ходе распродажи «11.11» в этом году повысилась как медианная цена покупок в ряде товарных категорий, так и их количество. Например, в категории «Одежда/обувь» она составила 4135 рублей, что на 6% выше уровня прошлого года, а число покупок увеличилось на 15%.

В категории «Мебель и товары для дома» медианная цена чуть выше 17 тыс. рублей, это на 8% больше, чем в 2023 году. При этом число покупок выше на 5% в сравнении год к году, в том числе в онлайне — на 17%. В группе «Электроника и бытовая техника» цены выросли в среднем на 7% — до 11,6 тыс. рублей, а число покупок увеличилось на 3% (при этом в онлайне — на 40%).

— Уже не первый год основными драйверами ноябрьских распродаж становятся маркетплейсы и активность селлеров. С учетом перетока покупателей с офлайна в онлайн, а также масштабного эффекта рекламно-маркетинговых кампаний, происходит и общий рост продаж, — отмечают в «Платформе ОФД».

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

В целом в преддверии Дня холостяка и непосредственно «11.11» (8–11 ноября) средний чек в рознице по топ-50 непродовольственных категорий товаров вырос на 5% год к году, достигнув 5,6 тыс. рублей, а число покупок снизилось на 4%, подсчитали в компании.

В то же время, по расчетам «Платформы ОФД», в онлайне средний чек составил 8,9 тыс. рублей — на 9% выше уровня прошлого года, а число покупок выросло на 21%. Лидерами продаж стали, как и в прошлом году, такие категории, как электроника, одежда и товары для дома, указывают ее представители.

Многие покупатели уже сформировали привычку ожидания распродаж, в период которых совершают значимые покупки, особенно крупной бытовой техники, более дорогостоящих и долговечных предметов одежды, товаров для дома, перечисляют в «Платформе ОФД». В этом году тенденция проявляется более заметно, поскольку в целом по непродовольственным категориям с высокой долей крупных покупок в течение года наблюдалось снижение объема покупок, добавляют в компании.

Скидки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По мнению Дениса Кускова, искать подходящие товары на массовых распродажах, таких как «11.11», не имеет смысла. Зато стоит принимать во внимание распродажи продавцов и производителей, не связанных с такими акциями. Правда, надо внимательно исследовать ценовые предложения компаний, предлагающих скидки, — в случае более или менее внимательного анализа можно найти действительно интересные вещи по приемлемым ценам, заключает он.

В подготовке материала принимали участие Марина Скоробогатова и Яна Ярыгина

Читайте также
Прямой эфир