Трудности переводов: мошенники активизировали поиски дропов
Мошенники активизировали вербовку людей, которые готовы стать дропами — в частности, в октябре-ноябре в интернете более чем на 30% выросло число объявлений о покупке карт региональных банков, сообщили «Известиям» специалисты по кибербезопасности. Эксперты связывают подобную активность с тем, что финансовые организации стали гораздо чаще блокировать счета дропов, и преступникам понадобились новые добровольные помощники, чьи карты еще не засвечены в «черных списках» Центробанка. Дропы — это люди, через счета которых мошенники выводят украденные средства. За поиск таких людей никакого наказания не существует, и поэтому их продолжают активно набирать через соцсети, мессенджеры и в даркнете. О том, как людей втягивают в мошеннические схемы, — в материале «Известий».
Мошенники в поисках дропов
В октябре-ноябре в соцсетях, мессенджерах и даркнете значительно выросло число объявлений, за которыми стоят мошенники, вербующие дропов, сообщили «Известиям» специалисты по кибербезопасности.
— Так, в этот период более чем на 30% выросло число объявлений о скупке карт региональных банков, — рассказал интернет-аналитик Максим Горбунов, который в интересах банков-заказчиков изучает рынок дропов.
В топе финансовых организаций, картами которых пользуются создатели преступных схем, остаются несколько крупнейших российских банков, но всё больший интерес мошенники проявляют к клиентам более мелких банков, в частности тех, которые входят в экосистемы маркетплейсов, пояснил эксперт.
Активизацию мошенников Максим Горбунов связал с «изменениями AML-политики банков» — то есть принципов противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем.
Коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова пояснила, что речь идет о вступлении в силу в июле 2024 года поправок в закон «О Национальной платежной системе». Согласно изменениям, банки несут финансовую ответственность за хищение денег у своих клиентов, если они были переведены на карту дропа из специальной базы Центробанка.
— Очевидно, что заинтересованность банков по выявлению и приостановлению мошеннических схем после вступления в силу закона кратно возросла, — подчеркнула она. — Блокировать переводы на счета дропперов стали чаще. А значит, злоумышленникам требуются новые добровольные помощники, чьи карты еще не были засвечены и не попали в базу ЦБ.
Кто такие дропы
Дропы (или дропперы) — это люди, банковские карты которых мошенники используют для перевода денег, полученных незаконным путем, рассказал «Известиям» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.
— Часто дропперов привлекают в незаконные схемы под видом удаленной работы или помощи бизнесу, — сказал он. — Им предлагают получать и переводить деньги на свои счета, обещая хороший доход за минимальные действия.
Карты, оформленные на других лиц, могут применяться как в законной, так и в «серой» и «черной» деятельности, рассказал «Известиям» сооснователь и руководитель по развитию компании «АМЛ Крипто» Владимир Лазарев.
— Рынок дропов тесно связан с криптовалютами, особенно в контексте отмывания денег и обхода финансового контроля, — сказал он. — В настоящее время на российском рынке действует более 650 криптовалютных обменников, которые без должных процедур предлагает обменивать криптовалюты на рубли и обратно на своих сайтах. Эта цифра не включает пользователей, которые предлагают аналогичные услуги в Telegram-группах, что расширяет возможности для нелегального обмена.
Многомиллиардный рынок мошенничества, особенно телефонного, и торговли запрещенными товарами видит в схемах с дропами удобный способ конвертации «грязных» активов, пояснил Владимир Лазарев.
— Типичный сценарий выглядит следующим образом: покупка карты, оформленной на дропа, за пару тысяч рублей. Затем с помощью обмана получение от жертвы перевода на карту дропа или предоставление способа оплаты незаконных товаров банковским переводом на такую карту, — сказал он. — Использование карты дропа для покупки криптовалюты на обменнике без KYC. Перевод криптовалюты дальше с целью максимально запутать следы транзакции.
По его словам, злоумышленники понимают, что правоохранительным органам непросто вести расследования, связанные с криптовалютой, из-за нехватки компетенций, опыта в этой сфере и инструментария. Преследовать становится проще владельцев карт, на которых замыкаются транзакции, обвиняя их в мошенничестве или отмывании средств. Или непосредственно криптообменники, которые не выполняют требования по верификации клиентов, стремясь заработать 2–5% от суммы обмена.
— Но игнорирование этих требований может обернуться блокировкой всех средств и уголовной ответственностью, пояснил Владимир Лазарев.
В итоге зачастую в преступной цепочке крайними остаются дропы, криптообменники и процессинговые сервисы.
Дропами зачастую становятся те люди, которые находятся в трудной жизненной ситуации или хотят получить легкий заработок, отметила руководитель направления аналитических исследований Positive Technologies Ирина Зиновкина.
— Обычно дропперами становятся подростки и уязвимые слои населения, — пояснила она «Известиям». — Но надо понимать, что иногда человек может стать дроппером и неосознанно: например, мошенники отправляют на номер телефона некоторую сумму, потом пишут, что ошиблись, и просят вернуть деньги на определенную карту или счет.
Меры борьбы с дропперством
Корреспондент «Известий» связался с одним из вербовщиков, который попытался убедить, что для дропов, по сути, «всё легально, чисто и прозрачно».
— Есть варианты заработка на ваших дебетовых картах, — сказал собеседник издания. — Оплата от 1 до 3 тыс. рублей. Сдаете в аренду на определенный срок за определенную плату. То есть оформляете карты определенных банков и сдаете в аренду.
Он пояснил, что после оформления карт ими будут пользоваться неизвестные люди.
— Человек будет пользоваться какое-то время этой картой, а потом через банк переоформляете номер и пользуетесь ей сами, — добавил он.
Около 2 млн дропперов вовлечены в схемы мошенников в России в 2024 году, рассказал на SOC FORUM 2024 замредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. При этом многие из них даже не знают, что вовлечены в преступную деятельность.
Он добавил, что банк выявил около 200 дроп-сервисов, активно работающих в теневом сегменте интернета, и еще множество мелких групп и одиночных мошенников. Они под видом бизнеса с криптовалютой помогают мошенникам выводить украденные деньги. С начала года, по его словам, удалось вернуть более 1 млрд рублей, а за период с января по октябрь банк предотвратил хищения на общую сумму свыше 270 млрд рублей.
Сейчас в России представили законопроекты по противодействию дропперству. Так, например, МВД разработало законопроект о наказании для подставных лиц, занимающихся выводом и обналичиванием похищенных средств через переводы по банковским картам.
Ведомство предлагает квалифицировать передачу третьим лицам зарегистрированных на себя электронных средств платежа или доступа к ним как преступление средней степени тяжести. Если же преступление совершено в составе организованной группы, его квалифицируют как тяжкое.
Кроме того, в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который запрещает банкам открывать счета подросткам в возрасте от 14 до 18 лет без согласия законных представителей. Он также призван бороться с дропами. В пояснительной записке указано, что «на практике встречаются и случаи финансового мошенничества после получения несовершеннолетними дебетовых карт, когда злоумышленники выкупают у несовершеннолетних банковские карты и используют эти карты для перевода средств обманутых граждан».
Согласно 161-ФЗ, сейчас банки блокируют подозрительные переводы на два дня, если они совершаются на счет или устройство из базы Центробанка.
Последствия дроппинга
Часть кредитных карт, которые использовались в дропперстве, были зарегистрированы на персональные данные несуществующих людей. Об этом «Известиям» рассказал основатель компании «Интернет-розыск» и директор департамента расследований компании «T.Hunter» Игорь Бедеров.
— Эту проблему можно соотнести с тем, что банки активно практикуют дистанционное открытие счетов для частных лиц и субъектов бизнеса, — полагает он. — Это позволяет преступникам подделывать персональные данные, а также регистрировать карты и счета на третьих лиц без их ведома. Значительный рост показали и переводы через СБП, особенно по тем кейсам, которые были связаны с незаконной продажей наркотиков в Сети.
Тренд активного вовлечения в дропперство начал нарастать еще в 2023 году, до вступления в силу поправок в закон «О Национальной платежной системе» — было очень много сообщений от правоохранительных органов о том, что подростки всё чаще вовлекаются в мошеннические схемы, добавила Дарья Верестникова.
— Если говорить о вербовке дропперов, то мошенники могут действовать под видом легитимных работодателей или, например, органов государственной безопасности, — рассказала Ирина Зиновкина.
Мошенники вербуют дропов через социальные сети, объявления о работе и мессенджеры, часто предлагая заманчивые условия и скрывая истинную суть деятельности. Такие действия, по словам Владимира Кузнецова, могут привести к серьезным правовым последствиям для дропперов, включая уголовную ответственность за участие в отмывании денег и соучастие в мошенничестве.
— Даже если дроппер не знал, что его действия незаконны, ему грозит привлечение к ответственности, — подчеркнул юрист.
Дропперство, указал эксперт, может быть квалифицировано как легализация преступных средств или неправомерный оборот средств платежей, в обоих случаях может грозить лишение свободы — на срок до семи лет.
В подготовке материала участвовали Елена Анненкова, Ирина Подзолкова