Повесили на собак: к чему приведет гибель растерзанной псами женщины
В выходные произошли два резонансных инцидента с безнадзорными животными: в Казани женщину, которая шла на работу через территорию производственной базы, нашли мертвой — ее тело, как предполагается, растерзали собаки; в Ханты-Мансийском автономном округе бездомные животные напали на восьмилетнюю девочку, ей удалось спастись. Госдума просит Министерство природы вмешаться в ситуацию в регионах, а общественники призывают скорее выполнять поручения президента и ввести регистрацию животных в стране для регулирования их популяции. Подробности — в материале «Известий»
«Проблемы с бездомными животными не было»
Жительница Татарстана погибла в поселке Самосырово на восточной окраине Казани. Утром она вышла на остановке общественного транспорта и направилась к магазину «Пятерочка», в котором работала администратором. До работы она так и не дошла, а растерзанное тело нашли в поле возле производственной базы. В тот же день было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), ст. 293 УК РФ («Халатность»).
В мэрии Казани сообщили «Известиям», что сейчас «изучаются разные версии», и призвали воздержаться от заголовков типа «Собаки насмерть загрызли женщину».
По данным городских властей, за 10 месяцев 2024 года по заявкам от жителей Самосырово компанией-подрядчиком «Зооцентр» были отловлены три собаки, еще две забрали в приют во время планового объезда территорий. Проблемы именно с бездомными животными в Самосырово, по имеющимся в казанском исполкоме данным, не было.
— Между тем на территории жилого массива имеется огороженная территория, используемая как склад оборудования, на которой живут, по словам жителей поселка, от 15 до 20 собак, — продолжают в мэрии. — Хозяин животных не контролирует их перемещения, так как ограждение базы в некоторых местах повреждено. На территорию базы доступ службе отлова предоставлен не был.
Хозяин базы заявил местным СМИ, что животных ему подбрасывали местные жители, а он кормил собак, содержал как домашних. По его словам, утром в субботу никаких криков не было. Мужчина также утверждает, что в поле возле производственной базы как раз бегают стаи безнадзорных животных.
Еще один инцидент произошел в минувшие выходные в ХМАО — бездомные собаки напали на восьмилетнюю девочку в городском поселении Белый Яр Сургутского района. Возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Девочку спасли прохожие, а животных отловила специальная служба. В СМИ сообщают, что стая состояла из собак, которые «остались жить на дачах после отъезда хозяев по домам».
Какова ситуация в Казани с бездомными животными
Эксперты, опрошенные «Известиями», выразили удивление, что трагедия произошла именно в этом городе, так как в Казани неплохо выстроена система работы с безнадзорными животными. В мэрии рассказали, что в городе работают по системе ОСВВ, подразумевающей возвращение животных в среду после стерилизации и вакцинации. У специализированной организации имеется в собственности приют вместимостью 2200 собак.
— С 2021 года в Казани реализуется программа «Казань — город без брошенных животных», нацеленная на кратное снижение числа животных на улицах города и минимальное количество инцидентов с ними, — продолжают в мэрии. — В рамках программы также выполняется целый комплекс воспитательных просветительских мероприятий. К содержанию и выгулу домашних питомцев установлены дополнительные требования, и уже подготовлен закон об их обязательной регистрации с 1 января 2025 года.
По данным городских властей, за время действия программы число заявок на отлов животных и зарегистрированных укусов сократилось более чем на треть. В этом году на программу выделено 38 млн рублей, и финансирование незначительно растет в последние годы «в связи с необходимостью пожизненного содержания в приюте животных, признанных агрессивными, а также животных, отловленных на территории социальных объектов, где их нахождение запрещено».
Данные городской мэрии «Известиям» в целом подтвердила юрист общественной организации «Зоозабота» Эвелина Скрипочкина: по ее словам, безнадзорных животных становится в Казани всё меньше и меньше, при этом есть свободный доступ на территорию «Зооцентра», что позволяет вести независимый контроль за деятельностью подрядчика. При этом, продолжает она, в Республике Татарстан есть недобросовестные подрядчики в других районах, с которыми бывают проблемы.
Как предложила решить проблему Госдума
Первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов рассказал, что в большинстве регионов система по работе с безнадзорными животными выстроена. Но далеко не везде.
— Федеральное законодательство дало регионам исчерпывающие полномочия по этому вопросу: принимайте любые решения, но защитите людей от нападений, а животных — от жестокого обращения. В рамках этого коридора вы можете реализовывать любые возможности, — сказал он «Известиям».
Решение нашли далеко не все: хотя целых 60 субъектов РФ приняли свои законы в дополнение к федеральному, только 20 из них хоть чем-то дополнили нормы ФЗ, а не скопировали действующее законодательство, говорит Бурматов. По его словам, реальное решение субъектам РФ должно предложить Минприроды РФ, добившись внедрения наиболее успешных законодательных моделей.
— Мы буквально неделю назад приняли протокольное поручение, обратились в Минприроды с поручением реализовать в субъектах РФ скоординированную политику в этой сфере, — сказал он. — Речь идет о транслировании лучших практик, формулировании законодательных решений. Например, можно было бы довести до регионов типовые проекты приютов: нам недавно в одном регионе заявили, что нужно полмиллиарда на строительство приюта, но на эти деньги можно построить 20! Поэтому считаю, что у Минприроды есть основания вмешаться в ситуацию.
Какие регионы могут служить примером
Регионами, которые могли бы поделиться наработанными инструментами, Владимир Бурматов, в частности, называет Москву, Нижегородскую и Вологодскую области, Санкт-Петербург. Он подчеркивает, что проблема решается не столько деньгами, сколько выстраиванием качественной системы.
Специалист ассоциации «Благополучие животных» по взаимодействию с органами власти и руководитель БФ «Котоспас» Анна Фельдман рассказывает, что Москва тратит 1,5 млрд в год на приюты, при этом постоянно занимаясь уничтожением среды обитания собак — застраивает промзоны, вытесняя животных в Московскую область. Казань, по ее словам, также идет по правильному пути, но городу «нужно время и увеличение объема отлавливаемых собак для достижения результата».
— Для получения таких же качественных результатов, как в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге — регионах-лидерах, — нужны годы работы, — сказала она. — Нижний Новгород проводит ОСВВ очень давно и максимально правильно. Снижение численности животных на 76% за семь лет — это прекрасные результаты. При этом бюджет Нижнего Новгорода на регулирование численности животных составляет всего 4,6 млн рублей. В Санкт-Петербурге программа ОСВВ работает еще раньше, с 2004 года.
Руководитель движения «Дай лапу» Александра Нуриева подчеркивает, что многие населенные пункты просто не могут себе позволить строительство приютов.
— И появляются подрядчики, которые возят отловленных собак за 600–800 км. Доезжают ли они до приютов? Железобетонных доказательств, что этого не происходит, нет, но зоозащитники в некоторых регионах обнаруживали собак в лесу, — замечает она.
Эксперты также призывают использовать мощности зоозащитных организаций: в стране, по данным ассоциации «Благополучие животных», 125 государственных приютов и 70 пунктов временного содержания, а также около 600 частных приютов и 400 общественных организаций.
Зооюрист Анастасия Комагина, которая выступает против системы ОСВВ, к слову, считает, что многие регионы, отчитываясь об успехах, «фактически поддерживают неафишируемое изъятие разного рода»: эвтаназию, вывоз в другой регион или в леса. А «узаконенная бездомность ОСВВ», по ее словам, провоцирует «накопление полунадзорных собак на предприятиях», за которыми в реальности нет нормального контроля.
«Кризис перепроизводства животных-компаньонов»
Есть проблемы и с контролем за работой регионов по безнадзорным животным, говорит Анна Фельдман. И в первую очередь из системы регулирования, по ее словам, выпадают хозяйские животные.
— Поручение президента РФ от 15 мая 2021 года N Пр-808 до сих пор не выполнено: в стране нет обязательного учета и идентификации животных, нет единой базы данных по животным, не урегулированы вопросы разведения, не утверждена и единая методика проведения ОСВВ, и методика мониторинга численности животных без владельцев, — подчеркивает Анна Фельдман. — В этих условиях региональные власти выстраивают работу без научного подхода.
Александра Нуриева сравнивает сложившуюся в стране ситуацию с безнадзорными животными с «переливающейся ванной»: все пытаются собрать воду, а нужно закрыть кран.
— Кран — это поступление животных на улицу, — подчеркнула она. — Нужна обязательная регистрация, что подразумевает наличие единой федеральной базы, контролирующий орган с соответствующими полномочиями и ответственность за отсутствие регистрации.
Анна Фельдман подчеркивает: в России сейчас «кризис перепроизводства животных-компаньонов». Их уже 74,8 млн, за три года популяция выросла на 11% и продолжает расти.
— Избыток владельческих животных постоянно пополняет уличную популяцию, забивает существующие приюты, тяжким бременем ложится на плечи зооволонтеров, — говорит она. — Для регулирования популяции животных необходимо стерилизовать 70% всех собак, которые проживают на определенной территории, — как владельческих, так и бездомных. А для этого нужно вводить программы льготной и бесплатной стерилизации, пропагандировать процедуру и ответственное владение животными.