Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Общество
РКК помог восстановить связь с 1,2 тыс. пропавших жителей Курской области
Происшествия
В Якутии два человека на снегоходе пропали без вести
Общество
В одном из районов Карелии ввели режим ЧС из-за массовых отключений электричества
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Общество
В Московском зоопарке поселилась полярная сова Букля
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Происшествия
В Подмосковье пенсионер избил дочь и открыл стрельбу по входной двери
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

Европейские страхи

Доцент МГИМО Егор Сергеев — о том, как ЕС реагирует на избрание Трампа президентом США
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Несмотря на политическую динамику в других регионах мира, а также на происходящие изменения в собственном обществе, повестка дня в рамках Европейского союза практически перестала удивлять, хотя не перестала сама удивляться тому, что вокруг что-то меняется. Точнее, она, эта повестка дня, продолжает поражать сторонних наблюдателей тем, что упорно сопротивляется любым переменам и пытается в максимально неизменном виде сохранить параметры своего существования и функционирования.

Как и в 2016 году, нежеланным сюрпризом для элит Европейского союза стала победа Дональда Трампа на выборах президента США. Как и в 2016 году, в речах лидеров стран ЕС слышны некоторая растерянность и непонимание того, что делать дальше и как обеспечить самостоятельность Европейского союза. Точнее, задачи ясны (они были ясны еще в 2016-м), но как именно добиться их выполнения, остается не вполне понятным.

И, что самое главное, набор проблем, с которыми сталкивается ЕС, продолжает расти. В целом подобную ситуацию вновь подтверждают итоги состоявшихся в Венгрии саммита Европейского политического сообщества (7 ноября) и неформального саммита Европейского совета (8 ноября).

Европейское политическое сообщество — довольно молодое объединение, созданное в 2022 году по инициативе Эммануэля Макрона во многом для демонстрации единства континента перед лицом «российской угрозы». Ноябрьский саммит 2024 года убедительно продемонстрировал отсутствие этого единства.

В отличие от прошлогоднего саммита в Рейкьявике нынешняя встреча не привела к появлению официальной декларации, а в выступлениях лидеров звучала разноголосица. Лейтмотивом тем не менее служила идея о том, что после прихода Трампа Европе, вероятно, придется защищать себя самой. Поразительным образом эти дискуссии напоминают то, о чем говорили политики в Европейском союзе почти десять лет назад: тональность и постановка проблемы изменились незначительно.

В целом, как представляется, саммит был задуман в первую очередь как протокольное мероприятие. Это видно не только из выступлений политиков, но и из самой программы встречи: на открытие отводился час, на секционные заседания — еще один час, а на отчетную сессию — два часа. При этом на встрече присутствовали лидеры 42 государств, включая страны, не входящие в ЕС. Солировал на встрече Виктор Орбан, который в отличие, например, от Урсулы фон дер Ляйен, предсказуемо повторявшей мантры о недопустимости действий России и важности поддержки Украины, говорил о необходимости положить конец конфликту.

Орбан на сегодняшний момент остается, пожалуй, самым главным бенефициаром сложившегося положения. Он в очередной раз доказал, что стал политиком мирового масштаба, поставив на Трампа и выиграв. В результате, если еще несколько недель назад отдельные страны — члены ЕС уговаривали других не ехать в Венгрию на неформальный саммит, а Еврокомиссия и ряд государств летом призывали бойкотировать неформальные министерские встречи в стране, ноябрьский саммит посетили все ключевые лица союза, что стало значимым достижением председательства Венгрии в ЕС.

В отличие от встречи Европейского политического сообщества неформальный саммит Европейского совета в большей степени был направлен на рассмотрение вопросов конкурентоспособности ЕС в условиях меняющейся внешней среды и растущего количества угроз его самостоятельности. В этих вопросах единогласия несколько больше, чем в вопросах внешнеполитических, но конкретики по-прежнему не так много.

Страны ЕС вновь обсудили выводы докладов Летта (о завершении строительства внутреннего рынка) и Драги (о конкурентоспособности союза). Снова была подчеркнута важность достижения этой самой конкурентоспособности и защиты от потенциальной торговой политики администрации Трампа, фрагментации мировой экономики, геополитической напряженности, решения демографических и других проблем. Основная мысль: так жить больше нельзя, «бизнес эз южуал» не пройдет.

По результатам саммита была принята Будапештская декларация о новой европейской сделке в области конкурентоспособности. Предсказуемо практически ничего нового в этой сделке не предлагается. Скорее можно говорить о том, что в ее рамках лидеры ЕС пытаются сочетать все основные (не всегда сочетаемые друг с другом) флагманские инициативы ЕС. Так, декларация начинается с призыва достичь «общего экономического процветания, повышения конкурентоспособности, превращения ЕС в первый климатически нейтральный континент в мире и обеспечения суверенитета, безопасности, устойчивости и глобального влияния ЕС».

Что же предполагается сделать для этого? Среди предлагаемых мер углубление функционирования внутреннего рынка, создание инвестиционного союза, промышленное возрождение и декарбонизация, рост расходов на научно-исследовательские работы, повышение уровня квалификации труда, решение социальных проблем, борьба с неравенством и другие.

Стоит ли говорить, что почти все указанные цели в том или ином виде довольно давно фигурируют в повестке дня ЕС. Еще начиная с Лиссабонской стратегии 2000 года можно услышать о необходимости увеличивать наукоемкость экономики или решать проблемы рынка труда. План создания союза рынков капитала существует с 2015 года, в 2020-м был принят новый. В любом случае Европейскую комиссию призвали подготовить детальные планы реформ в указанных областях в 2025-м (для внутреннего рынка) и в 2026-м (для союза рынков капитала).

Таким образом, в условиях смены власти на уровне Европейского союза и политических кризисов в ведущих странах объединения ЕС пытается играть свою традиционную партию, несколько модифицируя ее под меняющиеся условия. Пока предлагаемая партитура отдает некоторой вторичностью и отсутствием новизны. ЕС по-прежнему действует реактивно, в отдельных случаях перенимая риторику своего заокеанского союзника. Чего стоит заявление Орбана по итогам саммита, который говорит о том, что раз Трамп пришел для того, чтобы сделать Америку снова великой, давайте сделаем снова великой Европу. В общем, ничего нового.

Автор — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир