Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
СК организовал проверку по факту севшего на мель судна в Беринговом море
Мир
Telegraph указала на отказ ВСУ применять западную тактику на поле боя
Авто
Средняя цена гибридных авто с пробегом снизилась до 2,7 млн рублей
Мир
Трамп назвал больными тех, кто считает его «другом России»
Армия
Су-35С ВКС России выполнил воздушное прикрытие экипажей в Курской области
Мир
Генсек СНГ допустил возвращение Грузии в состав организации
Мир
Лавров назвал гарантирующее устойчивый мир на Ближнем Востоке решение
Мир
В ОАЭ до конца года продлили амнистию для нарушителей визового режима
Происшествия
МЖД сообщила о поджоге релейных шкафов на перегоне Люберцы-Перово-1
Общество
Синоптики спрогнозировали осадки и до +3 градусов в Москве 1 ноября
Культура
На сцену Большого театра вернулась опера «Руслан и Людмила» Глинки
Мир
Лавров указал на потенциал вклада Турции в дальнейшее развитие БРИКС
Происшествия
Губернатор Смирнов сообщил о 61 сбитом БПЛА над Курской областью
Общество
В Магаданской области изъяли более 350 кг немаркированной красной икры
Спорт
Овечкин сократил отставание от рекорда Гретцки до 36 шайб
Мир
Карл III назвал православие не испорченной политкорректностью конфессией
Культура
Автор хита «Люди встречаются» Олег Жуков умер в возрасте 87 лет
Авто
УАЗ «Хантер» с новым двигателем поступил в продажу

Психолог объяснил родителям, как рассказать ребенку о смерти

Психолог Гусев: рассказать ребенку о смерти нужно открыто, без тяжелой философии
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Разговор о смерти — не тот, к которому готовишься заранее. Это не обсуждают за обедом или на праздниках. Но рано или поздно приходит момент, когда нужно объяснить ребенку, что смерть — часть жизни, как бы это нас не пугало. О том, как это сделать, рассказал «Известиям» 1 ноября клинический психолог-психоаналитик, кризисный психолог Алексей Гусев.

«Когда лучше говорить об этом? Как только ребенок начнет задавать вопросы. А если их нет, создать обстановку, где говорить об этом — естественно. Мы объясняем, почему листья осенью опадают, а весной снова появляются, так почему бы не рассказать, что и люди иногда уходят, оставаясь с нами только в воспоминаниях?» — заметил он.

По его словам, важно не пытаться изобрести мифический «радужный мост». Дети чувствуют фальшь. Лучше сказать честно: «Хомяк умер, его больше нет, но мы всегда будем помнить о нем». Без иллюзий, но и без тяжелой философии: дети часто понимают больше, чем нам кажется, и сами зададут дополнительные вопросы.

«В таких разговорах лучше быть простым и открытым. Когда мой старший сын лет в пять спросил меня о смерти, я на мгновение замер — не как психолог, а как отец. Ответил просто: «Смерть — это когда всё заканчивается. Но мы всегда помним тех, кого любили». Он кивнул, будто услышал что-то очевидное. Дети — философы по природе и воспримут смерть не как трагедию, а как часть жизни, если мы не будем добавлять в разговор драматизма», — подчеркнул Гусев.

Как объяснил специалист, когда дети начинают познавать мир, они встречаются и с его «темной стороной». Если в детстве они не научатся принимать ее, то, став взрослыми, будут бояться смерти как страшной сказки или, наоборот, слишком идеализировать ее, создавая ненужные трагедии. Долг родителей — помочь принять жизнь такой, какая она есть, без сложных аллегорий вроде «Каждый спектакль заканчивается». Достаточно простого: «Это случилось, и такое бывает с каждым».

«Возможно, самое важное — позволить детям задавать столько вопросов, сколько им нужно, чтобы понять. Им не нужны заумные теории, только честность и поддержка. И если в какой-то момент вы запнетесь, просто обнимите ребенка и скажете, что всё будет хорошо. Ведь в этот момент вы научите его главному — несмотря на конечность жизни, мы можем разделить ее с теми, кто рядом. И, может быть, в этом и есть ее (жизни) смысл», — заключил психолог.

Ранее, 27 октября, преподаватель математики и основатель онлайн-школы «Точка знаний» Андрей Шелудько рассказал «Известиям» о том, что делать, если ребенка травят в школе. По его словам, буллинг может иметь разрушительные последствия для психического здоровья детей, включая низкую самооценку, социофобию, расстройства пищевого поведения (РПП) и даже селфхарм. Если ваш ребенок стал жертвой травли, необходимо инициировать беседу с учителем, школьным психологом или администрацией школы, а в лучшем случае — составить совместный план по устранению конфликта, объяснил специалист.

Читайте также
Прямой эфир