Ледовый класс: корабли ВМФ РФ завершили арктический поход
В Североморск вернулся отряд кораблей ВМФ РФ, совершивший дальний арктический поход. В ходе плавания военные моряки провели ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты интересов России в Арктике, в том числе и трассы Северного морского пути. Этот арктический поход был тринадцатым по счету. Эксперты отмечают, что в сложившейся военно-политической ситуации важно иметь подготовленные силы, которые обеспечат российский суверенитет над Арктическим регионом.
Интересы России в Арктике
В состав отряда входили большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», большой десантный корабль «Александр Отраковский», спасательное буксирное судно «Алтай» и большой морской танкер «Сергей Осипов», сообщили в Минобороны РФ.
Командующий Северным флотом вице-адмирал Константин Кабанцов поздравил североморцев, принимавших участие в походе, с успешным решением всех поставленных задач и возвращением домой. Он отметил, что завершившийся поход еще раз доказывает, что Северный флот успешно решает задачи по защите национальных интересов России в Арктическом регионе.
Во время похода корабли Северного флота провели более 80 корабельных боевых и судовых учений, причем в 13 эпизодах было отработано применение корабельного оружия.
В ходе них ставились учебно-боевые задачи по обеспечению безопасности морского судоходства и других видов морской экономической деятельности РФ в Арктической зоне, а также по обороне островных и континентальных территорий России в Арктике.
Например, были проведены учения по противороботовой и противовоздушной обороне, включая стрельбы зенитным ракетным комплексом «Кинжал», аварийно-спасательные, а также операции по защите важных морских объектов экономической деятельности. Кроме того, в Дудинке были отработаны учения по освобождению порта, условно захваченного террористами.
В середине сентября отряд вошел в северную часть Тихого океана — в залив Креста Берингова моря. Находясь там, он принял участие в учениях «Океан-2024». Там его корабли выступали в роли противника наших основных сил. По отряду «отработали» переброшенные из района Петропавловска-Камчатского береговые ракетные части, вооруженные комплексом «Бастион».
Кроме того, силы отряда провели десантную операцию на Чукотском полуострове в районе мыса Ванкарем. После чего корабли развернулись и начали путь домой.
В районе острова Врангеля корабли сопровождал ледокол «Урал». Он должен был помочь преодолеть ледовые поля, вероятность появления которых осенью в этом районе довольно высокая.
В итоге группировка кораблей Северного флота прошла за 78 дней 11 тыс. миль, охватив акваторию всех арктических морей — от Баренцева до Берингова.
Действия по защите Севморпути
Значение таких походов обусловлено ролью, которую играет Северный морской путь в экономике страны, обеспечении ее суверенитета над особой экономической зоной в Арктике, рассказал «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.
— В ходе них отрабатываются действия на перспективу по обеспечению безопасности Севморпути, контролю и обеспечению безопасности государственной границы в надводной и подводной среде, — отметил он. — Также осуществляется контроль за особой экономической зоной и сектором Арктики. Это очень важно. В этих походах нарабатывается опыт плавания по полярным морям Северного Ледовитого океана, которые имеют свою очень сложную специфику. Это работа на будущее.
Адмирал отметил, что сейчас такие походы особенно актуальны.
— Недружественные России страны заявляют свои претензии на Арктику, — подчеркнул Сергей Авакянц. — В том числе они строят далеко идущие планы на нашу экономическую зону и Севморпуть. В этой ситуации очень важно работать на опережение и иметь достаточно сил, чтобы обеспечить безопасность СМП и наш суверенитет над Арктическим регионом. Эту задачу может решить только Военно-морской флот России.
Военно-морской флот России во много изолирован — это географическая данность, рассказал «Известиям» военный эксперт, капитан первого ранга Василий Дандыкин.
— Северный флот действует в Арктике, Тихоокеанский — в Тихом океане, Балтийский и Черноморский по-своему изолированы в одноименных морях, — напомнил он. — Севморпуть важен нам по той причине, что позволяет маневрировать силами между Северным и Тихоокеанским флотами. Переброска сил между флотами, их концентрация, ознакомление экипажей с новыми театрами военных действий незаменимы для нашего ВМФ. И арктические походы играют здесь очень важную роль. Нам необходимо их продолжать.
Эксперт напомнил, что все дальние походы играют важную роль в боевой подготовке флота.
— В России исторически учили моряков в море, — отметил он. — Это нормальная практика. Летчик не может жить без воздуха, ну а моряк — без океана. Любой дальний поход важен с точки зрения подготовки экипажей кораблей.
Значение Севморпути
Интерес к участию в освоении Арктического региона сегодня проявляют многие страны. Его подогревает то, что на шельфе Северного Ледовитого океана найдены перспективные залежи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Отступающие льды освободили акваторию Северного морского пути, сделав его коммерчески привлекательным — он значительно короче и рентабельнее других маршрутов между Азией и Европой.
В перспективе по нему смогут перевозить до половины общего объема евро-азиатских грузов стоимостью в сотни миллиардов долларов. При этом Севморпуть — исторически сформировавшаяся российская транспортная артерия.
В последние десятилетия Россия активно развивает инфраструктуру в Арктике и размещает силы для прикрытия СМП. На северных островах размещены береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также ПВО. Реконструированы полярные аэродромы, на которых начали нести дежурство истребители.
Отрабатывается переброска сил в Арктику из других регионов. В частности, корабли Северного флота в ходе маневров тренировали высадку морских десантов вдоль Северного морского пути. В этих учениях были задействованы подразделения морской пехоты и арктических мотострелков.