Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Застрявшим на Камчатке косаткам не удалось выбраться с мели с приливом
Мир
Британия согласилась вернуть архипелаг Чагос под суверенитет Маврикия
Общество
В Госдуме рассматривают обращение с требованием отправить депутата Парфенова на СВО
Происшествия
Пустая цистерна загорелась на нефтебазе в Воронежской области после падения БПЛА
Мир
Антонов обвинил США в прокладывании дороги к ядерному конфликту
Мир
В ЦАХАЛ сообщили о контактах России и Израиля
Армия
Отряд лейтенанта Заляева в течение ночи разминировал поле под обстрелами ВСУ
Экономика
Регионы получат на 10% меньше денег из бюджета в 2025 году
Мир
Пентагон назвал уничтожение Западом ракет над Украиной вовлечением в конфликт
Мир
Гросси указал на ухудшение ситуации с внешним энергоснабжением ЗАЭС
Мир
ЦАХАЛ заявила о ликвидации одного из руководителей ракетной программы «Хезболлы»
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и похолодание в Москве 4 октября
Общество
В Иркутске задержали руководителей этнических диаспор из-за незаконной миграции
Экономика
Российские компании предпочли иностранное ПО в 60% случаев
Армия
Космическим войскам России исполнилось 67 лет
Общество
В Дагестане после взрыва с 13 погибшими закрылся ряд АЗС
Экономика
Финальную редакцию ГОСТа на «зеленую косметику» подготовят к концу года
Мир
СМИ назвали возможной целью удара Израиля по Бейруту преемника Насраллы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Импортозамещение иностранного ПО в России с 2022 года достигло всего лишь 30–40%, рассказали «Известиям» участники рынка. Речь об офисных пакетах, основных программных продуктах, операционных системах. Отечественные компании по-прежнему используют иностранное ПО в большинстве случаев. Эксперты утверждают, что за последние два года качество отечественных решений существенно выросло, а вложения в развитие платформ постоянно увеличиваются. Однако говорить о существенных сдвигах рано — рынок нелегального ПО растет, а российские пользователи неактивно переходят на отечественные продукты, добавляют специалисты.

Доля отечественного ПО

До 2022 года доля программного обеспечения на российском рынке составляла в среднем до 90%. После ухода иностранных компаний с рынка тенденция изменилась — российские разработчики были вынуждены оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию и замещать часть иностранных решений. По оценкам Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК), к настоящему моменту компании смогли заместить около 30–40% ПО.

— Россия инвестирует в разработку собственных высокотехнологичных решений. Мы наблюдаем рост спроса на отечественные продукты во всех сегментах — от облачных технологий до кибербезопасности и программ для автоматизации бизнеса. Появление нового программного обеспечения и услуг, произведенных на территории страны способствует укреплению независимости нашего рынка и поднимает общий уровень цифровизации экономики, — заявил «Известиям» директор РАЭК Сергей Гребенников.

Девушка работает за компьютером
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По его словам, в будущем процент импортозамещения продолжит расти, а отечественные программные решения станут всё более востребованы как в государственных структурах, так и в частном секторе.

С оценками РАЭК согласен и руководитель департамента расследований T.Hunter (компания предоставляет комплекс услуг в области внедрения, обслуживания и защиты информационных систем) Игорь Бедеров. По его словам, этот процент импортозамещения касается в первую очередь офисных пакетов, основных программных продуктов, операционных систем, но не включает в себя ключевые образцы уникального ПО — например, 3D-проектирование. Полностью заместить западные решения к 2030 году в узкоспециализированном сегменте вряд ли получится, оценил он.

— В России мы сейчас акцентируем внимание на массовых продуктах, которые должны быть реализованы, приобретены и поставлены на большинство компьютеров и мобильных телефонов. Операционные системы, офисные пакеты и прочий связанный с этим софт, — сказал Игорь Бедеров.

Девушка работает за компьютером
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Что касается сегмента виртуализации — это набор решений для обеспечения работы бизнеса с помощью информационных технологий, — то там доля иностранных продуктов снизилась до 50–60% у крупного бизнеса и 20–30% у государственных компаний, рассказал «Известиям» гендиректор компании-разработчика «Базис» Давид Мартиросов.

— Западные вендоры за многие годы создали полноценные экосистемы обучения, сертификации персонала и технической поддержки, что делает их решения привлекательными для пользователей. Заказчики привыкли к высокому качеству зарубежного инфраструктурного ПО и ждут от российского сопоставимой устойчивости, масштабируемости и, конечно, стоимости, — сказал он.

Известия направили запросы в РЖД, Росавиацию, Сбербанк, ЛУКОЙЛ, «Ростикс» и «Мегафон» с просьбой оценить российские продукты и рассказать, используют ли они отечественные разработки.

Чем опасно нелегальное ПО

Особых успехов в импортозамещении иностранного ПО пока нет, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Впрочем, если учитывать, что долгое время в РФ использовались иностранные решения, сразу заменить все IT-продукты на отечественное невозможно. Он надеется, что в ближайшие три года ситуация изменится и процент замещения достигнет 70.

Неудивительно, что пользователи предпочитают западные решения российским аналогам, отметил IT-эксперт и преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия» Дмитрий Штаненко. За всё время существования таких компаний, как Microsoft, которые занимают большую часть рынка, потребители привыкли к функционалу, интерфейсу и другим характеристикам их продуктов. Сегодня гораздо удобнее добыть пиратские версии, чем осваивать новый интерфейс российских продуктов, отметил он.

Каким бы ни было российское ПО, сегодня у него есть главное преимущество — нам не отключат к нему доступ в один день, а значит, бизнес-процессы не будут парализованы. Мы перешли на российское ПО в большинстве вопросов, — считает основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова.

Девушка работает за компьютером
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Директор Ассоциации поставщиков программных продуктов НП ППП Дмитрий Соколов отметил, что за последнее время вырос рынок нелегального программного обеспечения — это стало одной из серьезных проблем для отечественных разработок.

Такой рост негативно влияет на процессы импортозамещения и достижения цифрового суверенитета — вместо перехода на отечественные аналоги многие пользователи предпочитают использовать нелегальное ПО, за которое не нужно платить, — сказал Дмитрий Соколов.

По словам руководителя экспертно-аналитического отдела отечественного разработчика ПО ALMI Partner Елены Куц, рост произошел на фоне экономических трудностей. Пользователи стали искать варианты, которые предполагают меньшие финансовые вложения.

— Введение санкций против России и уход иностранных компаний создали дополнительные возможности для нелегальных поставщиков, поскольку потребители стали более уязвимыми перед их предложениями, — пояснила Елена Куц.

Девушка работает за компьютером
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По ее словам, тренд на удаленную работу еще больше усилил спрос на ПО. Для малого бизнеса и фрилансеров, которые ищут способы сократить свои расходы, нелегальное ПО становится особенно привлекательным, полагает она.

Пользователям, которые предпочитают пиратское программное обеспечение, стоит помнить о преимуществах, которые дают лицензионные версии. Только подлинное ПО получает своевременные важные обновления, обеспечивающие стабильную и надежную работу, резюмировала эксперт.

Отечественное ПО, конкурирующее с западным, дает бизнесу гарантию выполнения всех обязательств и сохранения вендорской поддержки, считает технический директор разработчика ПО «Группа Астра» Антон Шмаков. Появляются и успешные продукты в области узкоспециализированного промышленного ПО, где на момент ухода иностранных вендоров наблюдалось серьезное отставание, а некоторые решения было просто нечем заменить.

Тренды в импортозамещении будут по-прежнему задавать финансовый сектор, машиностроение, АПК, горнодобывающая и ракетно-космическая отрасли, добавил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир