Бюджетный скрежет: в конгрессе США снова заговорили об опасности шатдауна
Конгресс США опять ищет способ избежать шатдауна. До «отключения» правительства от финансирования осталось чуть более недели. За оставшееся время палата представителей, а затем сенат должны одобрить бюджет на следующий финансовый год. Однако поиск двухпартийного компромисса осложняется контекстом предвыборной борьбы. Новое предложение продлевает временное финансирование государственного аппарата до конца года. Подробности — в материале «Известий».
Потрачено
О том, что бюджет не получится принять с ходу, стало очевидно давно. Один из основных пунктов программы республиканцев состоит в сохранении доллара в качестве резервной валюты. В условиях неограниченных и не всегда контролируемых трат (в том числе на внешнеполитические проекты) и непрерывно растущего государственного долга первое, что должно быть, по их мнению, приведено в порядок, — бюджетные расходы. Особенно это касается оборонных статей и ряда социальных программ. В действительности речь идет не об урезании расходов, но о том, чтобы оставить их на уровне 2024 года.
Госдолг остается одной из самых обсуждаемых тем. Недавно он достиг $35,4 трлн. Его обслуживание обходится бюджету в $3 млрд в день, а в годовом выражении он превысил суммарные расходы Пентагона. Отдельный импульс негативным тенденциям добавляет мировая конъюнктура.
Демократы, в свою очередь, выступают за увеличение расходов для реализации гарантий по социальным программам и оборонному заказу.
Одним из пунктов острых дискуссий остается продолжение финансирования Украины. Демпартия требует новых ассигнований Киеву без дополнительных обсуждений, республиканцы настаивают не только на пересмотре (или вообще остановке) помощи, но и на аудите уже проведенных выплат.
Выборы не спасти
Второй интерес республиканцев заключен в продвижении так называемого Save Act — законопроекта, который на федеральном уровне обязывает всех голосующих на выборах подтверждать свое гражданство. На данный момент общего правила, регулирующего механизм голосования в США, нет.
Для Трампа это вопрос принципиального характера. На фоне возможного шатдауна куда важнее для республиканцев и лично для 45-го президента США попытаться продвинуть Save Act, документ, сужающий пространство для фальсификаций со стороны Демпартии, подчеркивает политолог-американист Малек Дудаков.
— Наверняка мы увидим большое количество скандалов, связанных с голосованием нелегальных мигрантов, умерших избирателей и почтовыми вбросами. Поэтому сторонники Трампа пытаются хотя бы частично эту проблему купировать, как минимум ужесточив контроль за процедурой голосования. Save Act дает такую возможность при наличии соответствующей политической воли, — заключает эксперт.
Дудаков, однако, отмечает, что даже в том крайне маловероятном случае, если законопроект удастся утвердить, при нынешней администрации Белого дома министерство юстиции едва ли согласится расследовать случаи голосования нелегалов — ведь они в подавляющем своем большинстве отдадут предпочтение Харрис.
Шансов на принятие Save Act в каком-либо виде не остается почти никаких, и республиканцам придется полагаться на армию наблюдателей, собранную ими для контроля за выборами.
Дилемма Джонсона
Посреди этой дискуссии — фигура спикера палаты представителей Майка Джонсона. Будучи сторонником Трампа, он предложил демократам своеобразное пакетное голосование: Save Act плюс рассчитанный на шесть месяцев финансовый документ, оставляющий почти все текущие расходы на прежнем уровне. Инициатива ожидаемо не прошла. Причем претензии посыпались на Джонсона с обеих сторон — к проголосовавшим «против» демократам присоединились 14 республиканцев, не довольных, как они считают, уступками со стороны спикера.
Отдельная порция критики последовала со стороны Пентагона. Министр обороны Ллойд Остин заявил, что шестимесячный бюджет, принятый без учета текущих оборонных приоритетов, заморозит важнейшие программы и исследовательские проекты, включая разработки БПЛА, и существенно ограничит пополнение поредевших запасов вооружений. Сумму потерь ведомство Остина оценило в $4,3 млрд.
Таким образом, Джонсон опять оказывается меж двух огней. Впрочем, как считает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев, сейчас шатдаун не в интересах ни демократов, ни республиканцев, так как наносит репутационный ущерб и тем и другим.
— Джонсон как третий человек в системе американской власти (им по Конституции как раз является спикер палаты представителей. — Ред.) снова выступает с позиций сохранения стабильности государства. Однако в условиях жесткого политического противостояния такая двусмысленность может оказаться неприемлемой. Особенно когда спикер палаты представителей в определенных обстоятельствах имеет шансы временно возглавить американское государство. Не будем забывать, что 5 ноября пройдут довыборы в конгресс, и демократы рискуют потерять большинство в его верхней палате, — отметил собеседник.
В то же время Save Act не прошел бы ни под каким предлогом, добавляет Васильев. Именно поэтому он был пристегнут к законопроекту о бюджете, который необходимо принять до 1 октября.
— Но, когда выяснилось, что собственная партия (14 человек — это много) не готова голосовать за такой вариант, выбора не осталось, — резюмирует собеседник «Известий».
Решение найдено
23 сентября Джонсон предложил трехмесячный (до 20 декабря) вариант финансирования правительства. На данный момент это выглядит единственно приемлемым решением, особенно для республиканцев. Судьба Save Act всё равно предрешена, пока одну из палат конгресса контролируют демократы, а риск быть обвиненным в саботаже правительства прямо сейчас важнее, чем бесплодные дискуссии о несовершенстве избирательного процесса.
Сообщается, что двухпартийное соглашение достигнуто. Даже обычно весьма жесткий по отношению к оппонентам глава сенатского большинства демократ Чак Шумер заявил о том, что рассчитывает завершить работу над документом до порога шатдауна, 30 сентября.
С учетом того, что в январе почти наверняка пройдут слушания об очередном поднятии потолка госдолга, результат нынешнего бюджетного противостояния становится для обеих партий малозначимым событием. Всё будет зависеть от того, в каком политическом состоянии окажутся США после 5 ноября. Тем, кто займет Белый дом и здание на Капитолийском холме в Вашингтоне, предстоит решать все накопившиеся проблемы.