Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Техобслуживанием вертолетов «Витязь-Аэро» займется Камчатское авиапредприятие
Мир
В Одессе женщина пыталась повесить флаг РФ на месте памятника Екатерине II
Мир
Китай отправит Ливану гуманитарную медицинскую помощь
Мир
Военные Израиля задержали за год более 100 палестинских журналистов
Мир
Разведка США назвала Трампа предпочтительной для РФ кандидатурой на выборах
Мир
В Белом доме не подтвердили информацию WSJ о продаже Бутом оружия хуситам
Мир
Харрис заявила о нежелании обсуждать мир на Украине с Путиным без участия Киева
Мир
Трамп оценил общий объем внешней помощи Украине почти в $300 млрд
Мир
На Западе сообщили о планах Киева по сдаче территорий России
Армия
В ЛНР частная саперная компания разминировала первый объект
Общество
Росавиация подтвердила приостановку сертификата авиакомпании «Витязь-Аэро»
Мир
В ЦПВС сообщили об обнаружении схронов с оружием США в укрытиях боевиков в Сирии
Мир
Иран видит Афганистан частью «оси сопротивления» Израилю
Армия
Корабли РФ и КНР отработали противолодочные задачи в ходе патрулирования в АТР
Армия
Экипажи Су-25 сорвали ротацию подразделений ВСУ в приграничье Курской области
Общество
Землетрясение магнитудой 5,8 зафиксировали у берегов Новой Зеландии
Экономика
В РФ могут изменить механизм распределения лимитов льготной ипотеки
Мир
Лидер КНДР отправил Путину телеграмму с поздравлениями и пожеланиями успехов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Хоровод ярких платьев, задорно хохочущие румяные крестьянки и — тотальное торжество цвета. Одного. Уже само название выставки Третьяковской галереи «Малявин&Архипов. Адепты красного» указывает на ключевой признак, по которому было отобрано большинство работ. Хотя это далеко не единственный сюжет двойной ретроспективы: эволюция двух авторов начала XX века становится здесь отражением художественных и социальных перемен эпохи. «Известия» оценили открывшуюся красоту.

Встали в хоровод

Филипп Малявин и Абрам Архипов — те художники, которых широкая публика постоянно путает. Творили они примерно в одно время — в конце XIX века и первой трети XX века, широкую известность получили благодаря портретам крестьянок, писали с импрессионистской свободой. Но главное — оба любили красный. Малявин из этой пары куда известнее. Ну а его хрестоматийное полотно «Вихрь» еще с советских времен украшает постоянную экспозицию Третьяковки. Именно оно и стало центральным экспонатом нового проекта, разместившегося на двух этажах Инженерного корпуса, и определило не только настроение и тематический ракурс, но даже архитектуру главного зала.

музей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Вдохновляясь четырехметровым изображением кружащихся в танце баб, архитектор Евгений Асс выстроил стенды с женскими портретами Малявина и Архипова кольцом, продолжив вереницу ярких образов «Вихря» в обе стороны. Таким образом, зритель оказывается будто в центре хоровода. Поначалу это производит очень монолитное впечатление, но присмотревшись, начинаешь понимать, насколько разные перед нами работы. Малявин стремился к динамике, его героини, даже если не пляшут, то находятся в движении, в эмоциональном порыве. Архипов же более созерцателен. Селянки у него умиротворенно сидят. Их красота — порой грубоватая, простодушная — лишена экспрессии. Фактически, перед нами парадные портреты, с той только разницей, что на них не элита, а люди из низов.

Впрочем, и архиповский, и малявинский подходы были революционными для царской России. Мало того что художники вывели на передний план вчерашних крепостных, так они еще и писали их вне привычного контекста. Эти девушки показаны не во время тяжелого труда и даже не в идиллических сельских пейзажах. Они — не статисты и жертвы, но самодостаточные, яркие личности, излучающие витальность. Подчас ураганную, необузданную, как на «Вихре» и представленном здесь же этюде к знаменитому полотну, подчас — и вовсе мистическую.

Картина Ф. Малявина «Вихрь»

Картина Ф. Малявина «Вихрь»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

На картине «Бабы» (1914) из собрания Третьяковки главная героиня, как загипнотизированная, смотрит куда-то вдаль, и ее взгляд одновременно пугает и притягивает. Но еще интереснее, что она распахивает руки, будто стремясь охватить зрителя, и ее буро-огненный платок образует ромб, как на иконах со Спасом в Силах. Малявин рос на Афоне — послушником в греческом монастыре. Иконописную традицию он прекрасно знал. И хотя его зрелое искусство, казалось бы, нарочито светское, на том же «Вихре» он намеренно лишает изображение глубины, перспективы, делая его плоскостным, как на церковных образах.

Автор и портрет

Напрямую религиозная тема внезапно прорывается в позднем автопортрете Малявина, написанном в эмиграции (как и ряд других заграничных вещей, на выставку он приехал из частной коллекции). Художник изобразил себя в одной из православных церквей Ниццы: позади него — иконы Богоматери с младенцем и Христа. И никакого внешнего блеска, упоения собственным мастерством здесь уже нет. А не свойственный «декоративным» малявинским вещам психологизм есть.

Тем не менее куда более сильное впечатление производит другой автопортрет, покоряющий как раз безмерным художническим самолюбованием. На огромном холсте изображены сам Малявин с женой и дочерью. Фигуры в неестественных театральных позах (как тут не вспомнить портрет Мейерхольда кисти Бориса Григорьева и всевозможных арлекинов Константина Сомова!) буквально тонут в массе виртуозно написанных деталей, будь то кружева платьев или многочисленные предметы интерьера вроде бронзовых скульптурок, ламп и тому подобного.

музей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Вот он, пик и квинтэссенция русского модерна с его обостренной изысканностью, сложной переслащенной красотой. Современники картину не приняли: художника обвиняли, в частности, в композиционном несовершенстве. Здесь действительно непонятно, куда смотреть в первую очередь, где центр и доминанта. Ну а есть ли это качество в «Вихре»? Не разбегается ли там взгляд? Так может, Малявин сознательно лишает классической уравновешенности свои композиции, отпускает в свободное плавание форму и, главное, цвет?

Эмансипация цвета

Сегодня многие говорят о живописи Малявина, да и Архипова в контексте феминизма. И если их современник Лев Бакст писал своенравную поэтессу Зинаиду Гиппиус, а друг Бакста Валентин Серов — властную актрису Марию Ермолову, то герои новой выставки показали силу простых русских крестьянок. Так что — да, это, конечно, эмансипация женщин. Но не в меньшей степени это эмансипация цвета, который оказывается самодостаточным. Заполняющим всё пространство у Малявина и вспыхивающим яркими пятнами у Архипова.

Но главное, что сам этот цвет обретает у обоих мастеров новое качество и новые смыслы. Красный в традиционных народных представлениях — знак праздника, красоты. Вспомним выражение «красна девица». И поначалу Малявин, а вслед за ним и Архипов трактуют его именно в таком ключе. Но ведь пурпур — еще и оттенок крови, огня. А позже и символ большевизма.

«Вихрь» создавался в 1905-м — в год первой русской революции, и учитель Малявина Илья Репин усмотрел в картине отнюдь не апофеоз деревенского веселья, но пламя пожаров. Сегодня мы вольны не соглашаться с трактовкой, которая, конечно, доминировала в искусствоведении советского периода, но нельзя не почувствовать этой агрессивности, необузданной энергии, заключенной в симфонии кричащих тонов.

картина

Картина Ф. Малявина «Портрет И.Е. Репина»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

И вот уже мы видим, как в малявинском цвете вызревает экспрессионизм. Образы становятся пугающими, праздничность уступает место опасности. И даже когда художник отказывается от красного и начинает писать преимущественно черным, настроение не смягчается, даже наоборот. На портрете малявинского покровителя Беклемишева, который и перевез его из Афона, старческое лицо с почти безумными глазами выступает из темного марева — и хочется спрятаться, скрыться от этого жуткого взгляда.

Архипов же никогда не доходил до такого градуса эмоций. Хотя именно его кисти принадлежит единственное в экспозиции полотно на тему войны — «Октябрь в деревне» (1918). Художник изобразил революционные бои, на передний план поставив отчаянно кричащего юношу с красным флагом. Но вот парадокс: убрав всю конкретику, превратив человеческие фигуры в мельтешащие разноцветные мазки, он избежал и явного трагизма. Получилось скорее размышление о суетности, сиюминутности исторических перипетий: недаром две трети всего пространства здесь занимает не земная неразбериха, а величественное алеющее небо.

Красный день

В экспозиции, кстати, есть и пейзажи Архипова — импрессионистские, а то и фовистские по технике. Он любил писать не только людей. Да и в его портретах интерьеры подчас не менее интересны, чем сами герои. Например, в поздней картине «За работой» едва различимая женская фигура почти растворяется в размытых, лишь намеченных и всё равно доминирующих предметах обстановки избы. Здесь уже рукой подать до абстракции.

Малявин, напротив, всегда делает акцент на человеке, пусть даже его одежде уделяет внимания куда больше, чем лицу (скажем, в картине «Девка» 1903 года хочется смотреть прежде всего на мозаичный каскад мельчайших штрихов, изображающих складки платья и вызывающих ассоциацию чуть ли не с Филоновым). И нередко он обходится вовсе без фона. Особенно в графических работах: акварелях, рисунках карандашом, темперой, пастелью. Их на выставке немного, около десятка, но все — жемчужины. Красный там, конечно, тоже есть. Выдающийся колорист виден и в этом жанре. Но стоит признать, что линия у Малявина не менее сильная, чем цвет.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В общей сложности Третьяковка представила около 200 работ двух художников, и это, конечно, далеко не полная панорама их творчества. Однако зритель не избалован сколь-нибудь представительными выставками Малявина и Архипова, тем более такими эстетскими и яркими (во всех смыслах). Так что на улице ценителей искусства праздник. Можно сказать, красный день календаря.

Читайте также
Прямой эфир