Седьмая министерская встреча Стратегического диалога Россия – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), прошедшая в Эр-Рияде, стала очередным кирпичиком в процессе построения справедливого и инклюзивного миропорядка. Посетивший Саудовскую Аравию глава МИД РФ Сергей Лавров неслучайно отметил высочайшее значение взаимодействия Москвы и арабских стран, чья политическая, экономическая, культурная и религиозная роль, несмотря на не самые внушительные размеры самих государств, продолжает возрастать и оказывать огромное влияние на развитие планеты.
Большой Ближний Восток искусственно ввергнут Западом в череду непрекращающихся кризисов. Начиная с оккупаций Афганистана и Ирака, через «арабскую весну» и в направлении к сегодняшнему конфликту в Газе, США и их союзники последовательно уничтожали ткань международного сотрудничества, способного стабилизировать этот неспокойный регион с крайне непростой историей. Излюбленной тактикой Вашингтона стало создание точек напряжения и зон нестабильности, препятствующих появлению не согласных с американской линией региональных лидеров или возрастанию влияния на местные процессы со стороны России и Китая.
Результаты мы наблюдаем воочию: Газа практически полностью разрушена, Западный берег находится на грани новой интифады, Ливан готовится к интервенции Израиля, Израиль и Иран всерьез рассматривают вероятность прямого столкновения. Значительные части Сирии либо превращены в руины, либо оккупированы, либо отданы на откуп террористам. Судан, Ливия и Йемен более не существуют как единые государства. Метастазы джихадизма и экстремизма распространились далеко за пределы Ближнего Востока и стали причиной трагедий в Европе, Америке, Африке.
Всё это мало заботит западных демиургов. Они заняты гибридной войной с Москвой и Пекином, а также попытками сменить неугодный режим в Иране. Со времен холодной войны, для закрепления в регионе и извлечения максимальной прибыли, они стремились превратить ряд государств Персидского залива в послушных проводников своих интересов. Однако лидеры таких держав, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, успешно воспользовались экономической конъюнктурой, дабы в кратчайшие сроки избавиться от навязанной опеки и превратиться в важнейших международных игроков. Благодаря гибкости и дипломатическому мастерству Эр-Рияд и Абу-Даби сумели занять уникальную нишу в глобальных процессах, в том числе — через сближение с БРИКС.
Надежды США разыграть арабскую карту в рамках антииранской и антироссийской политики не оправдались: благодаря посредничеству со стороны КНР и нашей страны, в последние годы произошли существенные сдвиги. Иран восстановил дипотношения с Саудовской Аравией, стабилизировалась ситуация в диалоге арабских стран с Турцией, свернут курс на изоляцию Сирии. Вместе с арабскими друзьями мы делаем всё возможное для превращения региона в пространство развития и взаимодействия.
Конечно, в настоящий момент еще немало предстоит сделать — например, задействовать многосторонние механизмы Стратегического диалога России и ССАГПЗ для того, чтобы скорее найти выход из палестинского тупика и привнести мир в другие проблемные районы. Мы прекрасно понимаем, что Запад и дальше будет пытаться раскачать ситуацию и не давать конструктивно настроенным силам объединяться ради преодоления текущих трудностей. Но время, когда Вашингтон диктовал Ближнему Востоку свои правила, закончилось. Теперь — и крайне продуктивный визит Сергея Лаврова в Эр-Рияд служит тому наглядным подтверждением — пришла пора истинной деколонизации и взаимовыгодных решений, позволяющих оставить позади наследие драматичного прошлого. Именно в этом заключается суть идеи о построении в Евразии единой и неделимой системы безопасности, которую российский министр с успехом донес до своих коллег.
Автор — проректор Дипакадемии
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора