«Задачи затащить новый клуб в КХЛ любой ценой у нас нет»
Уровень конкуренции в КХЛ постоянно растет, и это здорово, считает президент Континентальной хоккейной лиги Алексей Морозов. В интервью «Спорт-Экспрессу» и «Известиям» он рассказал о предстоящем старте сезона, который начнется уже 3 сентября, контрактах игроков и потолке зарплат.
Кузнецов может заработать миллиард
— Что вас заставляет думать, что предстоящий сезон КХЛ будет еще лучше предыдущего?
— Возросшая конкуренция. Межсезонье получилось очень насыщенным. Много игроков сменили место работы, из НХЛ вернулся Евгений Кузнецов, который находится в хорошем возрасте и должен стать одной из главных звезд нашей лиги, команды усилились за счет качественных легионеров. Сейчас на рынке находятся под сотню хоккеистов неплохого уровня в статусе неограниченно свободных агентов, до сих пор неподписанных. По-человечески понимаю переживания ребят, поскольку сам не так давно был игроком. Но эти процессы свидетельствуют о том, что уровень конкуренции в КХЛ постоянно растет. Это здорово. Таким образом, одна из целей нашей стратегии развития выполняется.
Лига приподняла нижнюю границу потолка зарплат, и уже сейчас мы видим плоды этого решения. Клубы, в частности «Торпедо», в прошлом сезоне пытались нас обхитрить. Но мы за такими вещами следим и стараемся их пресекать. Сейчас нижегородцы увеличили финансирование и пригласили нескольких опытных игроков. Они должны сделать команду сильнее. Есть и много других интересных сюжетов — серьезно обновились ЦСКА и «Ак Барс», в «Трактор» пришел канадский тренер. Эти вещи украсят наш чемпионат.
— Будет ли и дальше со стороны КХЛ продолжаться принуждение клубов более активно вести себя медийно и в плане маркетинга?
— Лига никого не принуждает и не подталкивает. Еще три года назад совет директоров принял решение, что все клубы должны иметь среднесрочные коммерческие стратегии; в рейтинге клубов есть показатель медиаактивности. КХЛ стремится к тому, чтобы быть коммерческой лигой. Всем известно, что со стороны президента России Владимира Путина есть поручение уходить от государственного финансирования. В один момент этого сделать нельзя, но постепенно клубы движутся в правильном направлении. Они должны сами зарабатывать, а лига дает им такую возможность. Например, клубы взаимодействуют с букмекерами. Даже ЦСКА, который раньше обходился без них, договорился о сотрудничестве с одной из крупных компаний. Мы видим, что в последнее время коммерческие партнеры лиги проявляют повышенную медиаактивность и организуют для болельщиков различные мероприятия развлекательного характера.
— Всё межсезонье нахожусь под впечатлением, что смотрю за новой версией «Ну, погоди!», где СКА в виде зайца убегает от КХЛ в виде волка. Пока у лиги не всё получается, а у многих остаются вопросы по новым контрактам игроков СКА.
— Каждый контракт из СКА, который присылают для регистрации в ЦИБ (Центральное информационное бюро. — «Известия»), нами тщательно разбирается. В соглашениях, подписанных Зайцевым, Кузнецовым и Грицюком, не обнаружено никаких нарушений. То же самое касается и других шагов питерцев. Пока к ним нет претензий в юридическом плане, всё законно. Это не означает, что всё обязательно останется неизменным в дальнейшем. КХЛ продолжит делать шаги для улучшения конкурентной борьбы.
— Со стороны кажется странным, зная ситуацию на рынке, что игроки такого уровня получают относительно скромные деньги. За 50 млн рублей в год Кузнецова и условный «Адмирал» мог бы подписать.
— Я видел контракт Кузнецова. Евгений может заработать миллиард рублей.
— Для этого надо очень постараться, а любая травма делает практически невозможным попадание в тройку лучших по отдельным показателям.
— Он сам согласился пойти на такой вариант, рассчитывая заработать большие деньги бонусами.
— Появление Кузнецова в КХЛ — явный плюс для лиги. Не смущает ситуация, что ему выписали огромные бонусы, которые суммарно выше, чем потолок зарплат для одной команды? Финансовое неравенство в лиге, от которого стремитесь уходить, слишком очевидное.
— В этом нет никакого диссонанса. Игрок хочет стать лучшим. Только тогда он получит хорошие деньги. Смысла ограничивать личные бонусы за достижения спортивного результата я не вижу. Вспомните ситуацию, которая была два года назад. Тогда Александр Радулов только в последних матчах смог пробиться в тройку бомбардиров, получив большую премию. Через несколько лет из НХЛ могут вернуться другие наши звезды, которые могут подписать контракты по такой же схеме.
Что делать с потолком и полом зарплат
— Через год-два в Россию могут приехать Дмитрий Орлов, Александр Овечкин, Евгений Малкин, Сергей Бобровский. Текущий потолок КХЛ не подразумевает, что их заокеанские зарплаты можно хотя бы примерно повторить честным образом. Не было ли мысли разрешить выводить из-под потолка по одному игроку, что не слишком сильно скажется в худшую сторону на уровне конкуренции в лиге?
— Наша стратегия заключается в том, чтобы пол зарплат составлял 50% от потолка. Мы это сделали. Теперь в ноябре состоится заседание рабочей группы по спортивным вопросам с участием всех клубов. Там предстоит обсуждение разных тем, включая и ту, о которой вы сказали. Только несколько клубов готовы к поднятию потолка. Но что делать с полом? Мы выстраивали стратегию, которая должна учитывать интересы всех команд и способствовать росту конкуренции.
— Инфляция, повышение ключевой ставки, рост налогообложения — эти факторы трудно игнорировать. Нет внутри лиги идеи поднять потолок, поскольку с тех пор, как его установили на 900 миллионах, многое в экономике изменилось?
— Названные вами факторы имеют значение. Мы за ними следим и прекрасно понимаем, что экономическая ситуация меняется с каждым годом. Во время ноябрьского заседания, о котором я говорил чуть раньше, к этому вопросу обратимся. Дальше всё будет зависеть от позиции клубов.
— Есть мнение, что «развод» КХЛ и ФХР состоялся только из-за необходимости ЦСКА заявить новичков, отказавшись от прежнего регламента с контролем ИИХФ. Если вы не согласны с такой точкой зрения, то объясните, в чем конкретная польза для КХЛ от такого решения.
— Вы правда думаете, что всё, связанное с изменениями в законе о спорте — а именно подготовка документов, слушания в Госдуме, ратификация со стороны Совета Федерации, подписание президентом, утверждение нормативно-правовых актов Минспорта, — проводилось ради того, чтобы ЦСКА получил право подписать шесть игроков, и даже не уровня Евгения Кузнецова? Вопросы по трансферным картам возникали в последние годы — как, например, у «Амура» с Янисом Калниньшем.
Давайте начнем с простого примера — с календаря. Его больше не надо согласовывать с ФХР. В этом году он был опубликован как никогда рано, уже 8 июня. Рекорд! Это плюс?
— Безусловно.
— Далее. Одна из основных целей развития спорта в России сейчас — его деполитизация. Выйдя из сферы влияния ИИХФ, мы будем более самостоятельны в решениях и продвижении нашего вида спорта в стране и в мире. Это хорошо для нас, что мы сможем решать свои вопросы в контакте только с Министерством спорта, а ФХР не будет нести ответственности за нас и наши клубы. К примеру, мы теперь избавлены от такого вопроса, как разногласия в правилах ФХР и КХЛ. Вроде бы небольшой нюанс, но только до тех пор, пока с этим не сталкиваешься. Теперь лига будет контактировать только с Минспорта, чтобы вносить определенные изменения в правила и делать игру более динамичной. Сейчас, например, обкатываем одно новшество в МХЛ применительно к овертаймам. КХЛ решает спектр вопросов профессионального уровня, но не забывает и о подготовке резерва. У нас, как и раньше, будет прописано в регламенте, что каждый клуб лиги должен иметь ДЮСШ с минимум восемью разными возрастами. Конкретная польза — мы сами устанавливаем правила игры для себя и клубов.
— Другие клубы больше не должны согласовывать международные трансферы с ИИХФ?
— Принятые правила едины для всех и касаются не только ЦСКА. Прерогатива ФХР — лишь сообщать о том, является ли потенциальный новичок легионером или нет, чтобы не повторилась ситуация прошлого сезона с защитником «Сибири» Федором Гордеевым. Хотя пока наше взаимодействие с федерацией нельзя назвать идеальным.
— Как вы видите дальнейшие отношения с ИИХФ, были у вас контакты с Люком Тардифом и его людьми?
— Сейчас общения у нас нет, но мы не собираемся наглухо закрываться и в будущем обязательно планируем контактировать. Могу только повторить, что КХЛ уважает контракты других лиг. Это касается и наших отношений с НХЛ. Мы не выходим из правового поля, если говорить о трансферах игроков.
— Меморандум с НХЛ по понятным причинам не продлевался. За последнее время были у вас какие-то контакты с представителями НХЛ?
— Позиция обеих сторон и взаимное уважение контрактов остаются неизменными. Даже если сейчас они и не зафиксированы на бумаге. Приезжает к нам игрок из Северной Америки — КХЛ посылает запрос о нем и получает ответ. Контактов на уровне первых лиц сейчас нет, но по рабочим вопросам никаких проблем в общении не возникает.
С представителями «Црвены Звезды» встречались в Петербурге
— К «Куньлуню» в Мытищах все привыкли, но лига вряд ли что-то выигрывает от пустых трибун на его домашних матчах. Существует реальный план возвращения его в Китай и что для этого надо сделать?
— Мы стремимся к этому, подталкиваем «Куньлунь», но пока тяжело назвать конкретные сроки. Надо лучше спросить его владельца и спонсоров. Сотрудники лиги уже ездили в Китай, изучив возможные места, где бы мог играть «Куньлунь». Остановились на двух дворцах — в Пекине и Шэньчжэне. Со своей стороны мы можем подсказать только город, в котором выгоднее принимать матчи в коммерческом плане с учетом интересов КХЛ. Но до Шэньчжэня далеко лететь. Пока утвержденной дорожной карты по вопросу переезда «Куньлуня» в Китай нет, но мы общаемся и работаем с китайской стороной по этому вопросу, надеясь на лучшее.
— Каждый год продолжаются разговоры о расширении лиги. Есть сейчас хоть один клуб, желающий вступить в КХЛ?
— Задачи затащить новый клуб в КХЛ любой ценой у нас нет. Важно учитывать коммерческие и финансовые вопросы, для того чтобы иметь твердые гарантии на ближайшее будущее. Пока никто их предоставить не может. Хотя желание вроде бы есть. Для КХЛ необходимо, чтобы подход кандидата был серьезным, как это произошло в случае с «Ладой». Во-первых, дело касалось хоккейного региона. Во-вторых, разговор об инфраструктуре, финансовых гарантиях, устройстве арены и прочем начался уже с сентября. У нас было достаточно времени для устранения всех проблем. Например, замены бортов во дворце.
— Дедлайн для решения о принятии нового клуба существует?
— В идеале хотелось бы определиться как можно раньше, а не в феврале или марте. Даже на горизонте каких-то вариантов сейчас не существует.
— Про зарубежные команды, учитывая всю ситуацию в мире, рассуждать странно даже в теории. Как отнеслись к слуху о планах создать клуб КХЛ в Сербии?
— С представителями «Црвены Звезды» мы встречались в Санкт-Петербурге, пригласив их на матч СКА – ЦСКА. Общались на разные темы и обсуждали дальнейшее взаимодействие. Однако из этого факта нельзя сделать вывод о неизбежном появлении клуба из Сербии в КХЛ. Возможно, через несколько лет такой вариант не будет смотреться фантастикой. Но я уже назвал критерии, необходимые для включения в лигу новой команды. Как только они будут соблюдены, можно будет рассмотреть вопрос. У «Црвены Звезды» шикарная болельщицкая аудитория, посещающая футбольные и баскетбольные матчи. Уверен, что и хоккей там любят. Всё упирается в наличие необходимой инфраструктуры.
— Предположим, что когда-то Россию и Белоруссию вернут на международную арену. Календарь останется прежним или придется всё вернуть, как было раньше?
— Внутри лиги мы этот вопрос предварительно обсуждали, но более детально вернемся к нему, когда возникнет такая ситуация. Сейчас принято решение разрешить отпускать игроков за семь дней до начала крупных турниров — Олимпиад и чемпионатов мира. С ФХР мы договорились и на это время будем приостанавливать сезон.