Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Регионы России продолжают принимать граждан из Курской области
Мир
NHK сообщил об утечке 25 т радиоактивной воды на АЭС «Фукусима-1»
Армия
Военный технополис «Эра» разработал безэкипажный катер для БПЛА
Наука и техника
Оптимальную дозу лекарств для сердечников подберет бот
Происшествия
В Приморье завершили расследование убийства 20-летней давности
Общество
Индийскую фармкомпанию обвинили в незаконной регистрации антибиотика в РФ
Мир
The Telegraph сообщила о сокращении оборонного бюджета Британии
Мир
Полянский заявил о позиции заложника СБ ООН по вопросу прекращения огня в Газе
Мир
В Эквадоре пять человек погибли в результате столкновения банд у рудника
Общество
Синоптики пообещали москвичам потепление до +23 градусов 14 августа
Общество
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ автобуса в Лисичанске
Экономика
В РФ импортозаместят системы безопасности для отечественных авто лишь наполовину
Общество
Арктическая экспедиция «Ледокол знаний» стартовала из Мурманска
Мир
Американский военный признался в продаже секретной информации Китаю
Мир
Проживающих в Латвии россиян просят осудить СВО ради продления ВНЖ
Происшествия
Двое детей погибли в результате пожара в Волгограде
Мир
Полиция Лондона конфисковала более 60 суперкаров на $7,7 млн
Мир
В МАГАТЭ ознакомились с предоставленными доказательствами после атаки на ЗАЭС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России пытаются нарастить импортозамещение автокомпонентов. Речь об антиблокировочных системах тормозов и стабилизации ABS/ESC для отечественных автомобилей. Планируется достичь уровня локализации этих систем в 55%. Сейчас их на 75% производят из зарубежных комплектующих. Компания «Итэлма» под эти цели получила от Фонда развития промышленности (ФРП) заем в 622 млн для расширения производства в Костроме, выяснили «Известия». В системах безопасности будут использовать элементную базу, разъемы и печатные платы и других российских компаний. До сих пор эту продукцию привозили из Китая.

Элементная база

Антиблокировочные системы тормозов и стабилизации ABS/ESC с отечественными компонентами для автомобилей компаний АвтоВАЗ и ГАЗ начнут выпускать в Костроме. Разработчик и изготовитель НПП «Итэлма» привлек 622 млн рублей от федерального Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию производства электронных блоков. Как сообщили «Известиям» в ФРП, деньги выделены в начале августа 2024 года в виде льготного займа по программе «Автокомпоненты» по ставке 5% годовых.

По информации, указанной в заявке на заем, компания планирует приобрести сборочную линию, станочное, измерительное и стендовое оборудование, а также оснастку. На новых мощностях должны производиться комплектующие для гидроблоков ABS и ESP, а также модули электронного управления. Таким образом планируется достичь уровня локализации в 55%. Сейчас их на 75% производят из китайских комплектующих. Компания является единственным в РФ производителем систем безопасности для автомобилей.

машина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Проектная мощность конвейера — 1,2 млн блоков ABS и ESС в год. С выходом на заявленный объем производства удастся восполнить ранее наблюдавшийся дефицит ключевых систем безопасности, отметили в организации.

Производство было запущено в Костроме еще в июле 2023 года. Тогда организовали роботизированную сборку блоков антиблокировочной системы тормозов ABS, а позднее и систему стабилизации ESC для отечественных транспортных средств разных классов. Однако комплектующие в основном шли от зарубежных поставщиков. По данным компании, объем частных инвестиций в проект составил порядка 1 млрд рублей.

Производство компонентов для автоэлектроники наращивают и другие предприятия. Так, в марте 2024 года АО «Микрон» (входит в ГК «Элемент») запустила в экономической зоне «Технополис Москва» линию по выпуску для ABS чип-модулей и микросхем мощностью до 18 млн изделий в год. Предприятие делает микроконтроллеры с ядром на открытой архитектуре RISC-V MIK32 «Амур», транзисторы, стабилизаторы напряжения, усилители, драйверы спидометра и тахометра, LED-драйверы и микросхемы на топологических нормах до 90 нм. Эти микросхемы могут закрыть часть потребностей автомобилестроения, отметили в компании. Общие инвестиции в производство составили 1,35 млрд рублей, из которых 1,08 млрд выделил ФРП. В планах «Микрона» — довести локализацию микросхем для автопрома до 80%.

цех сборки
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

С помощью появившейся отечественной электроники удалось наладить выпуск мультидисплейной информационно-развлекательной системы нового поколения, которая, по сути, станет цифровым центром автомобиля, а также блок управления подушками безопасности, рассказал «Известиям» генеральный директор НПП «Итэлма» Алексей Воробьев.

Как отметили «Известиям» в Минпромторге, в условиях высокой ключевой ставки ЦБ отечественным автопроизводителям доступен комплекс мер поддержки, в том числе программы ФРП, кластерная инвестплатформа, а также меры стимулирования спроса. Также предусмотрено субсидирование НИОКР и затрат на реинжиниринг.

Справка «Известий»

Гидроагрегат ABS — основная составляющая часть антиблокировочной системы тормозов ABS, которая предотвращает блокировку колес при торможении. ABS конструктивно состоит из электронного блока управления (ЭБУ), гидромодулятора, содержащего электромагнитные клапаны (ЭМК), обратный насос и электродвигатель возвратного насоса (ЭВН). Электронный блок управления задействует электромагнитные клапаны гидромодулятора и регулирует давление в тормозных цилиндрах.

Система ESC — дополнение к ABS. Она предотвращает занос и боковое скольжение автомобиля и помогает сохранять курсовую устойчивость. ESC состоит из гидроагрегата, датчиков скорости колес и угла поворота рулевого колеса. Дополнительные электромагнитные клапаны позволяют быстро увеличивать давление в тормозной системе. Электронный блок управления (ЭБУ) гидроагрегата ESC интегрирован в информационную систему автомобиля и обменивается данными с другими ЭБУ по CAN-шине.

Промышленная база

В России начинает формироваться промышленная база для производства электроники, — отметил эксперт авторынка Игорь Моржаретто. — Хотя мы сильно отстали по элементной базе. В Зеленограде делают чипы, но они по уровню производительности сопоставимы с иностранными аналогами 10-летней давности. Для автомобильной промышленности этого хватает, хотя о полноценной конкуренции с мировыми лидерами говорить рано.

Кроме того, в России сложилась ситуация, когда производить автокомплектующие у нас дороже, чем покупать в Китае или в других азиатских странах, что тормозит импортозамещение. Это объясняется гигантскими масштабами производства у наших соседей, отметил эксперт.

cборка
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Производители встроены в систему мирового автомобилестроения и быстро найти замену старым поставщикам электроники трудно, — рассказал «Известиям» автоэксперт Вячеслав Субботин. — Технологический лидер — Bosch слишком далеко ушел вперед, и при всем желании отечественный автопром быстро не заместит их продукцию. Есть китайские аналоги, но они созданы с использованием западных технологий, которые ограничены правообладателями к использованию из-за санкций. В Россию они официально не поставляются. Логистика налажена через цепочки промежуточных фирм, но многие китайские производители электроники уже демонстрируют опасения вторичных санкций, отметил эксперт.

Крупные отечественные производители, такие как АвтоВАЗ и ГАЗ, давно под санкциями и испытывают сложности с организацией высокотехнологичного производства электроники. Поэтому для полноценного импортозамещения созданы фирмы, еще не попавшие под санкционное давление и способные работать с зарубежными партнерами, уточнил Вячеслав Субботин. Правда, эксперт считает, что это ненадолго, поэтому выходом из ситуации может быть расширение своего производства автоэлектроники наравне с иностранными поставками, пока они еще идут.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Действующее производство ABS в Костроме базируется на разработках китайской Kesens и программном обеспечении из КНР, — рассказал «Известиям» руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК Альфа-Лизинг Максим Давиденко. — Уже найден отечественный поставщик алюминия особого сплава высокой прочности.

Далее, по его словам, в России будут производиться мотор-насосы, гидроаккумуляторы и датчики давления. Есть планы по открытию второго завода по производству ABS и ESP в 2024 году в Самаре. Там ожидается выпуск не менее 500 тыс. систем в год. Таким образом к 2026 году планируется достигнуть уровня локализации производства автоэлектроники в 80%, резюмировал он.

Справка «Известий»

ФРП был создан в 2014 году и за 10 лет работы профинансировал более 1670 проектов на сумму около 550 млрд рублей. По программе «Автокомпоненты» Фонд заключил более 50 договоров займа на общую сумму финансирования порядка 100 млрд рублей.

Прямой эфир