Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские инженеры разработали первого в нашей стране робота для управления складскими транспортировщиками. Он способен полностью заменить водителя. Машина перемещает грузы без помощи человека, ориентируясь по особым оптическим меткам, которые установлены на потолке. По словам разработчиков, стоимость их изобретения будет ниже, чем затраты на персонал с таким функционалом. Крупные логистические компании рассматривают роботов как способ ускорить обработку грузов и высвободить сотрудников для новых задач. По мнению экспертов, активное развитие маркетплейсов влечет за собой строительство множества новых складов, для которых необходимы новые технологии.

Знай свое место

Специалисты Московского физико-технического института разработали первого в России робота для транспортировки грузов внутри склада. Он способен полностью заменить водителя погрузочной техники, перевозящей различные объекты на палетах — стандартных подставках прямоугольной формы. На них размещаются объекты хранения. Также ученые написали программное обеспечение для управления складским помещением. По словам разработчиков, автоматизация работы логистических узлов с помощью их изобретения обходится дешевле, чем затраты на персонал.

Роботы
Фото: МФТИ

— Предполагается, что разрабатываемое решение заменит водителя погрузочно-разгрузочной техники — транспортировщика палет на первом этапе, а в дальнейшем и высотного погрузчика или даже оператора производственных процессов. С учетом требуемых параметров в качестве наиболее оптимального решения определен метод навигации по потолочным оптическим меткам в видимом диапазоне. Использование данного метода на складском предприятии позволяет создать масштабируемую систему автоматического перемещения палет на складе с минимальными вложениями, — сказал «Известиям» сотрудник лаборатории цифровых систем специального назначения МФТИ Андрей Леус.

Погрузчик
Фото: МФТИ

Для проведения тестирования складского робота и программного обеспечения на базе МФТИ был организован испытательный полигон в масштабе 1:10, имитирующий складское помещение площадью 600 кв. м с высотой потолков около 12 м. Ученые испытали на макете возможность управления миниатюрным роботом-кладовщиком.

Также разработчики провели эксперименты, чтобы оценить точность ориентирования устройства по оптическим меткам. Они показали, что разработанный прототип обеспечивает точное движение по заданному маршруту. Использование этого метода на складском предприятии позволяет создать систему автоматического перемещения грузов на складе с минимальными вложениями.

Рукоять
Фото: МФТИ

— У нас стояла задача удешевления робота. Для их ориентации часто используются дорогостоящие лидары. Вместо них мы использовали обычные камеры видимого диапазона, и, чтобы им было за что зацепиться, мы крепим специальные оптические метки на потолок, и камера по ним определяет направление, — отметил Андрей Леус.

Робот решает одну задачу: перевезти груз с одного места на другое. Взяв нужный объект, устройство перемещается сначала по магистральной части маршрута, а затем съезжает в нужный ряд, находит в нем указанную площадку и оставляет на ней груз. Робот активно использует свою систему технического зрения, которая работает на базе нейросети. С ее помощью он видит сам груз, разметку на полу и метки на потолке.

Сам робот представляет собой комплекс управления, который можно установить на любую механизированную тележку для перевозки палет. Комплекс подключается в шину машины. Единственное требование к ней — руль должен поворачиваться с помощью электрического мотора, а не вручную.

Робот
Фото: МФТИ

По словам разработчиков, складские помещения — это закрытые объекты, движение по которым строго регламентировано. При этом у робота трехуровневая система безопасности. Он всегда останавливается, если видит перед собой человека или какой- либо объект, подает сигнал и снижает скорость. Если он всё же на что-то наткнется, то сразу отключится.

Полноразмерный образец робота сейчас проходит тестирование на площадке реального склада одного из крупных федеральных ритейлеров. По словам разработчиков, определить окончательную стоимость робота пока сложно, так как сейчас он находится на стадии испытаний и до этапа производства еще далеко. Однако в любом случае она будет ниже стоимости услуг водителя-транспортировщика.

Высокооплачиваемый грузчик

По данным портала Superjob, в среднем водитель получает 80 тыс. рублей в месяц, а иногда заработная плата достигает 130 тыс. после уплаты налогов. За последний год средний доход по этой вакансии увеличился на 14%.

Автоматизация логистических процессов помогает ускорить их обработку и высвободить сотрудников для новых задач, отметил вице-президент по портовому дивизиону и организационному развитию FESCO Павел Шалит. Однако роботы рассматриваются компанией не как их замена, а как помощь сотрудникам для повышения эффективности работ и снижения физической нагрузки.

Робот
Фото: МФТИ

— Если наша компания интегрирует роботов в свою деятельность, то от этого выиграют все — и клиенты, и сотрудники, и логистическая сфера в целом, — сказал Павел Шалит.

Разумеется, при этом важно соблюдение аспектов безопасности, целостности грузов, которые будут обрабатываться автоматически, подчеркнул менеджер.

— Складские роботы и роботы-погрузчики — это сегодня актуальный тренд. Многие компании озабочены вопросом автоматизации работы склада, перевозки, построением и эксплуатацией для этого определенных устройств. В России по этому направлению ведется ряд разных проектов. Есть попытки создать и более крупные и габаритные по этой части решения, — сказал заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования Университета МИСИС Алексей Карфидов.

Эксперт подчеркнул, что с развитием маркетплейсов строится большое количество складов, которые, конечно, нуждаются в самой разной автоматизации.

Робот 2
Фото: МФТИ

По словам ведущего научного сотрудника Института AIRI и ФИЦ ИУ РАН Константина Яковлева, на многих складах используется целый флот разнородных роботов, каждый из которых — это сложная техническая система, на разработку и совершенствование которой потрачено много усилий и времени. Однако они окупаются, так как надежные роботы способны работать в режиме 24/7, у них не снижается концентрация и внимательность. Именно поэтому разработка подобных решений весьма востребована и целесообразна, резюмировал он.

Читайте также
Прямой эфир