По горючим следам: как работают топливозаправщики на переднем крае
Военнослужащие тыла под обстрелами днем и ночью доставляют к линии соприкосновения боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продукты и питьевую воду. За их колоннами и даже отдельными машинами следят беспилотники и наводчики ВСУ. Увидеть процесс заправки топливом танка Т-72 в непосредственной близости от передовой смог корреспондент «Известий».
Встречи с «Бабой-ягой»
Заправка боевой техники проходит в 5–6 км от переднего края. Здесь хорошо слышна артиллерийская канонада. После разрывов над горизонтом часто поднимаются столбы дыма. Такая картина для наших бойцов привычна, не отвлекает от работы и не вызывает эмоций — есть более важные дела. Экипажи наших топливозаправщиков постоянно следят за небом.
ВСУ целенаправленно охотятся за ними в прифронтовой зоне. Для украинских БПЛА они — приоритетная цель. Уйти от дронов нельзя — скорость у них выше. Зато перехитрить можно.
— В темное время суток, которое считается наиболее безопасным, нас пыталась атаковать вражеская «Баба-яга», — вспоминает военнослужащий отделения мобильной заправочной станции группировки «Восток» из Забайкалья с позывным Чиба. — Мы, к счастью, быстро сориентировались, нашли укрытие, и угроза миновала.
Такие встречи при заправке техники недалеко от линии боевого соприкосновения — не редкость.
Командир отделения мобильной заправочной станции с позывным Беркут говорит, что для защиты от БПЛА у них на машинах есть противодронные сетки.
— Кроме того, мы, как правило, передвигаемся парами. Один экипаж контролирует небо со стрелковым оружием, другой следит за дорогой, — отмечает он.
Бывают и экстренные случаи, когда нужно срочно заправить боевую машину и экипажи выдвигаются почти впритык к линии фронта.
— Такие моменты, конечно, связаны с большим риском. Но это работа и ее надо делать, — подчеркивает Чиба.
Бойцы большое внимание уделяют маскировке машин.
— Надо так сделать, чтобы цистерны не было видно, — объясняет Чиба. — Машина должна иметь вид бортовой техники. Заправщикам неприятель по понятным причинам уделяет больше внимания, чем другим машинам.
Ценные минуты
Скорость заправки техники, по сравнению с началом СВО и даже прошлым годом, увеличилась, рассказывает Беркут.
— Дронов противника стало больше, и чтобы не попасть под удар, мы стали работать быстрее, — отмечает он. — Если в прошлом году танк Т-72 с баком на 700 л заправляли 10 минут, то сейчас на это уходит 7–8. Каждая минута важна. За сутки проделываем от трех до пяти таких манипуляций. По литражу это примерно от 3 до 5 т. Бывают, конечно, дни отдыха, когда вся техника заправлена.
У заправщика есть несколько рукавов для подачи топлива.
— Так придумано для тех случаев, если, например, мы подвозим еще и прицеп, — говорит боец. — Впрочем, штатная машина может заправлять технику сразу с двух рукавов. Одной машиной можно обеспечить топливом девять танков.
Беркут объясняет, за счет чего удалось увеличить скорость заправки.
— Прежде всего модернизировали автомобиль, повысили давление в системе, — пояснил военнослужащий.
По его словам, алгоритм процесса заправки, в принципе, не сложный.
— Командиры договариваются по связи, нам сообщают точное место. После этого мы встречаемся и заправляем. Конечно, каждый раз это новая локация. Здесь еще важно быстро уйти с точки встречи, — рассказывает командир отделения.
Приобретенный опыт
Малейшая ошибка или медлительность может всё испортить или, не дай бог, погубить два экипажа — заправщика и приехавшей за топливом боевой машины.
— За время СВО наработали опыт, — говорит Беркут. — Слаженность работы — это то, что влияет на процесс. Представители нашего экипажа из разных регионов. Кто из Ростова, кто с Забайкалья. Поначалу приходилось привыкать друг к другу. Теперь работаем слаженно, дружно и быстро.
Сам Беркут на СВО с января 2023 года. Он прошел обучение и был направлен в это подразделение МТО.
— Я человек взрослый и на спецоперацию таким пришел. Но, возможно, за эти 1,5 года, что здесь нахожусь, в чем-то даже возмужал, — улыбается он.
По мнению Беркута, представители тыловых подразделений на СВО несут большую ответственность.
— Войска должны быть обеспечены всем необходимым: топливо, питание, вооружение, обмундирование, — говорит он. — Конечно, риски для жизни у нас не такие, как на передовой. Даже и сравнивать не будем. Но тем не менее они есть. Кажется, что процедура проста. Но это не совсем так. Всё надо делать быстро. Поэтому и физическая подготовка тут важна. Для этого приходится постоянно поддерживать форму.
Говоря о том, что можно было бы улучшить в процессе заправки, Беркут замечает, что большее количество машин, имеющих полный привод, облегчило бы им работу.
Быстрая заправка помогает побеждать
Механик-водитель танка Т-72Б3 с позывным Тоби, пока в баки его машины заливают топливо, рассказывает, как они готовятся к заправке.
— Для заправки мы всегда немного отходим в тыл. Не очень далеко. Всё делается по команде, а планируется заранее, — объясняет танкист.
Он вспоминает один из боевых эпизодов, связанных с процедурой заправки танка.
— Мы заправлялись, когда к нам поступили координаты цели. Это была вражеская пехота. Но мы быстро залили топливо, незамедлительно выдвинулись на нужную позицию и эффективно отработали по неприятелю. Цель уничтожили, — говорит мехвод.
Наконец танк заправлен. Бойцы МТО прощаются с танкистами, желают им удачи — впереди у тех и у других трудный день.