Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ назвали потраченную на организацию Олимпиады в Париже сумму
Спорт
Алжир пожаловался в МОК в защиту своей спортсменки-трансгендера на Играх
Спорт
«Спартак» объявил о подписании контракта с бразильцем Маркиньосом
Общество
Умер актер из сериала «Моя прекрасная няня» Вячеслав Гилинов
Мир
Экс-аналитик ЦРУ Джонсон рассказал об огромных потерях в ВСУ
Происшествия
Опубликованы кадры драки бойца ММА Ивашкина в результате дорожного конфликта
Происшествия
Дальнобойщики подрались в Нижегородской области после ссоры по рации
Мир
Ирландский журналист Боуз обвинил Зеленского в отказе платить долги
Происшествия
В Красноярском крае в ДТП с автобусом пострадали 25 человек
Общество
Полиция задержала участников избиения чемпиона РФ по боксу Двали
Мир
ЕС предупредили о катастрофических финансовых издержках из-за помощи Украине
Мир
В Верховной раде назвали Украину страной потерянных смыслов
Общество
Отец вундеркинда Алисы Тепляковой пожаловался на выселение из съемной квартиры
Мир
Стало известно о нежелании балканских стран продавать Праге снаряды для Киева
Общество
Опубликованы кадры избиения чемпиона России по боксу в Крыму
Происшествия
В Крыму избили чемпиона России по боксу
Мир
Глава «Укрэнерго» предупредил о возможных отключениях света из-за жары
Мир
В Нацгвардии Украины назвали активные авиаудары ВС РФ угрозой для ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба назвала «Известиям» банки, которые чаще других нарушают закон о рекламе. Это Альфа-банк (ему назначено 66 штрафов), «Открытие» (20 штрафов) и Почта Банк (12 штрафов). Как правило, финансовые организации некорректно указывают полную стоимость кредитов и доходность по вкладам, а также — параметры программы лояльности. Впрочем, сумма взыскания даже после того, как этой весной ее удвоили, несопоставима с теми доходами, которые игроки могут получить благодаря привлечению клиентов, считают эксперты. Чем такая стратегия может обернуться для банков и заемщиков — в материале «Известий».

Какие банки нарушают требования закона о рекламе

Значительно чаще других закон о рекламе нарушает Альфа-банк, следует из данных, приведенных ФАС. В службе уточнили: с начала 2023 года ему назначили 66 штрафов на общую сумму более 20 млн рублей.

Подсчет идет с этого периода, поскольку именно с прошлого года в ФАС стало поступать рекордное количество заявлений граждан с жалобами на рекламу финансовых продуктов этой кредитной организации, сообщили в службе. По мнению ведомства, это может быть связано с расширением агрессивной рекламной кампании банка на территории страны.

Банк офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Вторым по числу нарушений за этот период стал банк «Открытие» с 20 назначенными штрафами, отметили в ФАС. Общая сумма взыскания впятеро меньше, чем у Альфы, — 4,8 млн рублей.

В топ-3 нарушителей закона о рекламе входит Почта Банк, которому с начала 2023 года назначили 12 штрафов на общую сумму почти 4 млн рублей.

«Известия» направили запросы в упомянутые банки.

В Почта Банке заявили, что соблюдают законодательство. С 2023 года подразделения ФАС возбудили против финорганизации два дела о рекламе в части неотражения диапазона значений полной стоимости кредита (ПСК), сказали там. Однако затем служба прекратила дела, поскольку не подтвердила факт нарушения закона о рекламе, — при рассмотрении установили, что вина отсутствует, рассказали в Почта Банке.

Справка «Известий»

С 23 октября 2023 года банки обязаны отображать сведения о ПСК в рекламе займов. Полная стоимость кредита, помимо годового процента, включает в себя любые платежи в пользу финансовой организации: страховку, платные SMS-оповещения и другие дополнительные услуги.

В апреле Альфа-банк получил от ФАС штраф за рекламу ипотеки на ТВ со ставкой от 5,6%, что нарушает требования по отображению ПСК, следует из сообщений службы. До этого, в ноябре, организация рекламировала займы с информацией о минимальной ставке 4,5% — также без указания полной стоимости кредита.

Пульт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Банк «Открытие» также в апреле привлекался к ответственности за некорректную рекламу кредита по ставке от 4% без указания ПСК, следует из данных ФАС. До этого организация уже получала штрафы за аналогичные нарушения.

Как банки обходят закон о рекламе

ЦБ регулярно информирует ФАС в случае обнаружения рекламы с нарушением требований по отображению диапазона ПСК, уточнили в пресс-службе регулятора. Обе организации ведут постоянный мониторинг продвижения участников рынка. Впрочем, в ЦБ считают, что проблема не массовая.

— На сегодняшний день выявлены единичные случаи размещения некорректных диапазонов ПСК, — сообщили в пресс-службе Банка России.

Помимо отображения ПСК крупные банки могут нарушать требования к рекламе вкладов и накопительных счетов. Например, финансовые организации штрафуют за продвижение депозита по привлекательной ставке без уточнения, на какой срок продукт будет предоставляться с максимальной доходностью.

Деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Кроме того, есть случаи, когда игроков привлекают к ответственности за некорректную рекламу программы лояльности или сравнение в дисклеймерах, уточнили в ФАС. К примеру: слово «лучший» («лучший мобильный банк» или «лучший банк для бизнеса») применяется в кампаниях без указания объективных критериев, рассказали в ФАС.

«Известия» направили запросы в крупнейшие банки о соблюдении требований по отображению ПСК в рекламе. «Сбер» регулярно проводит рекламные кампании по кредитным продуктам, и ставка там всегда показывается вместе с диапазоном ПСК, уточнили в пресс-службе организации. Банки «Новиком» и «Зенит» также сообщили о соответствии их рекламы законодательству.

Что грозит банкам за некорректное продвижение

Реклама имеет стратегическое значение для продаж розничных займов, ведь доходы от кредитования физлиц банками из топ-30 исчисляются десятками миллиардов рублей, подчеркнул независимый эксперт Андрей Бархота.

В 2024 году прибыль банков может составить 2,3–2,8 трлн рублей, отметил управляющий партнер юрфирмы BBNP, член «Деловой России» Максим Барашев, ссылаясь на прогнозы ЦБ. Поэтому угроза штрафов за нарушение закона о рекламе «меркнет» на фоне потенциальной прибыли. До весны 2024-го санкции за несоблюдение правил не превышали 800 тыс. рублей, однако с апреля максимальный порог увеличили вдвое — до 1,6 млн.

Терминал
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Возможно, большое число нарушений у Альфа-банка объясняется их активностью на рынке розничного кредитования, предположил Андрей Бархота.

— Пул розничных заемщиков «Альфы» «с улицы» растет едва ли не быстрее, чем число клиентов — держателей зарплатных карт. Банк делает акцент на кредитах наличными и кредитных картах, работая, в числе прочего, и в высоко рискованных сегментах заемщиков, компенсируя кредитные потери более высокими процентными ставками, — пояснил Андрей Бархота.

Альфа-банку выгодна такая реклама — только в 2023 году к нему пришло 4,6 млн новых клиентов, отметила руководитель Центра-ОЭСР ИПЭИ Президентской академии Антонина Левашенко.

В РФ действуют различные кодексы рекламной практики — они считают частое нарушение закона некорректным с точки зрения этики, отметила Антонина Левашенко. Однако для компаний, которые систематически это допускают, этот вопрос стоит далеко не на первом месте, отметил Максим Барашев.

Офис банка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

С точки зрения закона высокая частота нарушений грозит банкам ужесточением административной ответственности, уточнил юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Никита Суклин. Он пояснил: если нарушения регулярные, то это может стать отягчающим обстоятельством, из-за которого каждый следующий штраф будет проходить по верхней границе (1,6 млн рублей), пояснил он.

При этом для экономики РФ нарушения в рекламе грозят более серьезными проблемами, считает адвокат Игорь Апостол. Это может привести к массовым невозвратам займов.

Однако информация о диапазоне ПСК на сайтах банков — лишь ориентир для потребителя, уточнили в пресс-службе ЦБ. Точные параметры продукта потребитель узнает при получении индивидуальных условий договора.

В любом случае уместить всю важную информацию о банковских продуктах в рекламе довольно сложно, заключил Андрей Бархота. Целесообразно оставлять на баннерах QR-код со ссылкой на страницу с детальным описанием условий кредитов.

Прямой эфир