Соглашение о разглашении: сервисы обяжут раскрывать полные условия подписок
Интернет-сервисы обяжут раскрывать условия по подпискам — сроки, полную стоимость, форму и способ отписки от них. В Госдуму внесена новая версия такого законопроекта — его рассмотрят на этой неделе, узнали «Известия». Граждане, покупая услугу или товар, сохраняют данные своей карты, с которой потом без их ведома могут списываться средства, в том числе за продление пользования сервисами. Юристы считают, что подобные поправки необходимо применить с учетом опыта в других сферах — например, страхования и банковских услуг.
Открытый договор
Законопроект, направленный на защиту потребителей от списаний средств за платные интернет-подписки, был внесен в Госдуму в июле 2023 года представителями всех фракций, представленных в парламенте. Как сообщали авторы в пояснительной записке, в числе возникающих у пользователей трудностей — отслеживание снятия средств, отмена подписок, одностороннее изменение продавцом условий без уведомления.
В своем отзыве правительство отмечало: «Необходимо проработать вопрос об исключении из представленной редакции положений, предусматривающих уведомление потребителя о предстоящих списаниях средств за платные подписки, поскольку это не способствует достижению обозначенных целей принятия законопроекта».
Впоследствии в Госдуму была внесена новая версия, документ планируется рассмотреть на этой неделе, узнали «Известия». По словам одного из авторов инициативы, депутата Антона Немкина, цели остались прежними — защитить потребителей от недобросовестных действий поставщиков услуг по подписке, исключить возможность манипуляций, введения граждан в заблуждение относительно существенных условий договора.
В ряде случаев поставщики услуг недостаточно полно и подробно информируют потребителей на этапе заключения договора о содержании предоставляемых услуг, отмечается в пояснительной записке.
— В новой версии законопроекта мы вводим ряд обязательных требований для владельцев сервисов, которые работают по подписной модели. В частности, они будут обязаны в наглядной и доступной форме до заключения договора раскрывать потребителю все его условия: сроки, полную стоимость, а также, что очень важно, информацию о форме и способе отписки. Теперь необходимо указывать, как и на какой странице в интернете или в приложении можно это сделать, — сказал «Известиям» Антон Немкин.
Законопроектом также предусматривается, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении шести месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев несоответствия содержания услуги заявленным параметрам.
Антон Немкин считает, что поправки придадут правоотношениям в этой области большую прозрачность, снизят количество юридических споров, а также будут способствовать повышению цифровой грамотности потребителей и урегулирует возникающие трудности.
По словам еще одного автора законопроекта, депутата Дмитрия Гусева, новая версия получила положительный отзыв правительства. Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует его к принятию, добавил он.
— Скорее всего, успеем рассмотреть проект закона на этой неделе. Вероятно, что в первом чтении он будет принят, а уже во время осенней сессии — в окончательных, втором и третьем чтениях, — рассказал парламентарий.
«Известия» направили запрос в Минцифры с просьбой оценить новый законопроект.
В Роспотребнадзоре рассказали «Известиям», что поддерживают инициативу и солидарны с официальным отзывом правительства. Концептуально документ направлен на обеспечение защиты прав потребителей, ответили в ведомстве.
Пришли к консенсусу
Необходимо грамотно объяснять пользователю условия и способ отписки от сервисов, ведь удерживать старых клиентов прибыльнее и проще, чем искать новых, полагает первый зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. Да и рисковать потерей клиента из-за условной пары сотен рублей, делая правила подписки непонятными и усложняя отказ от нее — тупиковый подход к ведению бизнеса, считает он.
По его мнению, поправки направлены на создание большей прозрачности в отношении работы сервисов с клиентами.
«Известия» также направили запросы в компании, в числе которых VK, Rutube, онлайн-кинотеатры.
— Мы поддерживаем законопроект в новой редакции. В ней учтены замечания правительства и сняты ключевые опасения нашей цифровой отрасли. Мы согласны с депутатами и Роспотребнадзором, что в таком виде проектируемые нормы будут эффективнее способствовать добросовестному поведению подписных сервисов, — заявил «Известиям» глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
В пресс-службе Медиа-коммуникационного союза выразили надежду на принятие законопроекта в новой редакции, ведь эта инициатива учитывает позицию отрасли.
С точки зрения эффективности инициативу можно оценивать положительно, считает руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Потребитель будет четко понимать, как и какие это повлечет расходы, в случае если он захочет расторгнуть договор, добавил он.
Кроме того, проблема еще и в том, что зачастую люди просто не читают большой и сложный для понимания абонентский договор. Эта ситуация актуальна также для банков и страховых компаний, толкование договоров которых нередко некомфортно для потребителя, в результате чего их просто подписывают, не читая, сталкиваясь впоследствии с проблемами, отметил он. Поэтому подобные поправки необходимо применять и к другим регулирующим сферу защиты прав потребителей законодательным нормам, заключил эксперт.