Зеленский сообщил о прибытии ЗРК Patriot на Украину из Германии
В Бурятии после обрушения моста возбудили уголовное дело
Эксперт назвал выход Байдена из президентской гонки давним планом демократов
В Якутии обнаружены обломки пропавшего вертолета Robinson
В бундестаге рассказали о критическом отношении к Зеленскому
Индия эвакуировала 4,5 тыс. студентов из охваченной протестами Бангладеш
Международный эксперт указал на неспособность Байдена управлять США
Захарова назвала обеспечение свободы слова пустым звуком для Макрона
В бундестаге заявили об усталости немцев от конфликта на Украине
CNN узнал о приведении в повышенную готовность более 500 тыс. военных НАТО
Республиканцы назвали Камалу Харрис катастрофой для США
Авто
В Госдуме предложили тратить маткапитал на отечественные авто
Вучич заявил о нежелании Путина усиливать звонками давление на Сербию
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили позиции ВСУ на харьковском направлении
Медведчук рассказал об охватившем Запад политическом безумии
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
В Раде спрогнозировали уход Зеленского в случае победы Трампа на выборах США
Группировка войск «Центр» нанесла удары по сотне позиций артиллерии ВСУ
Главный слайд
Начало статьи

Впервые в мире расшифрован геном штамма листерий, который применяется в качестве ветеринарной вакцины для профилактики тяжелого и опасного заболевания сельскохозяйственных животных — листериоза. Российским исследователям удалось выявить основные гены, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс ослабления заражения и «остаточную» вирулентность патогена. Полученные данные будут востребованы как для фундаментальной вакцинологии, так и для разработки эффективных и безопасных препаратов нового поколения. Эксперты считают, что исследование поможет в итоге минимизировать риск заражения людей через пищу — мясо, рыбу и сыры.

Вакцинное достижение

Сотрудники Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова и Всероссийского научно-исследовательского и технологического института биологической промышленности изучили и расшифровали геном вакцинного штамма бактерии Listeria monocytogenes. Эти микроогранизмы вызывают тяжелое и опасное заболевание листериоз, поражающее сельскохозяйственных, домашних и диких животных, а также людей. Эта болезнь может приводить к развитию тяжелого сепсиса, менингита или энцефалита, а в некоторых случаях и к летальному исходу (до 30–40%).

Ученым удалось определить сочетание тех генов и антигенных субстанций, которые способны вызывать нормальное формирование иммунитета, а также тех, которые следует удалить из существующей вакцины для снижения риска осложнений после введения препарата. Эта работа существенно повысит защитные свойства препарата и позволит снизить или даже полностью исключить недостатки, свойственные и другим живым вакцинам, которые готовят по классической технологии, разработанной еще Луи Пастером.

Микроскоп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Результаты нашего исследования могут стать базовой платформой для разработки эффективной и безопасной вакцины нового поколения с улучшенными характеристиками для профилактики листериоза у животных во всем мире. Это имеет решающее значение для здоровья и благополучия животных, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, равно как и «биологизации», то есть использования методов молекулярной биологии в сельском хозяйстве для повышения его эффективности, — рассказала «Известиям» руководитель проекта, профессор кафедры «Микробиология и биотехнология», главный научный сотрудник лаборатории ФиПИ Саратовского государственного университета Валентина Федорова.

Исследователи выбрали штамм листерий, который успешно применяется с 1960-х годов в качестве основы живой цельноклеточной ветеринарной вакцины против листериоза. С помощью метода полногеномного секвенирования на платформах второго и третьего поколений и последующей биоинформатической обработки массива полученных данных ученым удалось расшифровать наиболее важные фрагменты генома, которые могут быть прямо или косвенно вовлечены в аттенуацию, то есть «ослабление» и «остаточную» вирулентность вакцинного штамма. После этого исследователи сравнили геном с девятью эталонными вирулентными штаммами, полученными от больных листериозом животных, что дало возможность идентифицировать конкретные гены, вовлеченные в ключевые характеристики изучаемого штамма.

Пути заражений

Существует много видов листерий, но только один — Listeria monocytogenes — представляет опасность для человека. Она устойчива во внешней среде, при низких температурах (4–6 °С) обладает способностью не только длительно сохраняться, но и размножаться. Listeria monocytogenes — классический «микроб холодильника» — до 30% хранящихся там продуктов могут быть осеменены этими бактериями, рассказал «Известиям» ведущий эксперт, руководитель группы научной и информационной поддержки лечебно-профилактических учреждений Центра молекулярной диагностики CMD ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев.

По его совам, основной путь заражения человека — пищевой. Чаще всего листерия обнаруживается в мясных полуфабрикатах, готовых мясных блюдах, мягких сырах, молочных продуктах, рыбе холодного копчения и морепродуктах. Но отмечались случаи инфицирования и от сырых овощей и салатов.

Мясо
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— В мире достаточно регулярно регистрируются вспышки листериоза. У людей с нормальным иммунитетом болезнь проходит с симптоматикой острой кишечной инфекции и вполне благополучным исходом — выздоровлением (или вообще бессимптомно). Но у пациентов со сниженной защитной функцией организма, особенно у лиц пожилого и старческого возраста, инфекция протекает тяжело, приобретая черты системного заболевания и поражая различные органы и системы организма. Подавляющее большинство смертельных случаев заболевания отмечается у людей старше 75 лет, — рассказал эксперт.

Наиболее опасные пути инфицирования — трансплацентарный и интранатальный (от матери к плоду или при контакте новорожденного с половыми путями при родах). При этом у самой беременной заболевание может протекать бессимптомно или малосимптомно, но плод может серьезно пострадать (пороки развития и нарушение работы органов вплоть до гибели). Четверть случаев листериоза, связанных с беременностью, заканчиваются потерей плода или смертью новорожденного, подчеркнул Михаил Лебедев.

Что касается исследования российских ученых, то следует помнить, что, по данным Всемирной организации здоровья животных, в мире по-прежнему не существует признанной вакцины от листериоза, рассказал «Известиям» директор Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии, профессор Денис Колбасов.

На уровне мирового научного сообщества пока есть мнение, что эффективных средств против данной болезни нет. Поэтому нужно понимать, что брали за основу наши исследователи, — подчеркнул специалист.

Результаты исследования, выполненного при поддержке Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Scientific Data.