![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
Не говори ОСГОП: таксисты просят отложить введение страховки перевозчиков
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/1920x1080/public/article-2024-07/DK109339%20copy.jpg?itok=5uoOGNja)
Таксопарки просят отсрочить введение требования об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) на 2028 год. Оно должно вступить в силу с 1 сентября 2024-го. В письме в Минтранс и Госдуму представители Общественного совета по развитию такси предупреждают, что новые правила функционирования отрасли ускорят отток водителей. Уже сейчас 30% машин автопарков работают не как сервис такси, а на доставку, отмечают участники рынка.
Старый новый полис
Отложить на три года (до 2028-го) вступление в силу закона об обязательном полисе ОСГОП для водителей такси попросили власти представители отрасли. Общественный совет по развитию такси направил обращение в Минтранс и Госдуму, заявляя, что новая норма, в частности, может осложнить массовую легализацию самозанятых водителей такси и создать дополнительные административные барьеры. Требование обязательного наличия ОСГОП у перевозчиков должно вступить в силу с 1 сентября 2024 года.
В декабре в сервисе «Максим» сообщили, что в статусе самозанятых в России работают 2–2,5 млн водителей.
ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, кроме метро и такси. Оно стало обязательным в 2013 году. В 2023-м Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который распространяет норму об обязательном ОСГОП на такси.
ОСГОП — это уже второй вид страховки в сфере такси, напомнил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По предварительным расчетам Банка России, стоимость этого полиса будет составлять 1,3–5,4 тыс. рублей.
— Пассажира уже защищает ОСАГО. Кроме того, что касается тарифов, то «дружелюбными» они могут показаться только в первый год. А потом они начнут расти, как это происходит с ОСАГО, — отметил Антон Шапарин.
Причина того, что водители работают «в серую», — стоимость ОСАГО, считает автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
— В среднем полис ОСАГО в зависимости от региона может обходиться водителю такси в 100–150 тыс. рублей, — отметил эксперт. — При средней зарплате в 100 тыс. рублей это невыгодно, так как стоит учитывать обслуживание авто, процент агрегатору и аренду автомобиля.
Еще в 2022 году президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев поднимал вопрос о том, что многие таксисты работают «в серую». Такие выводы он сделал на основе количества оформленных перевозчиками полисов ОСАГО.
— В 2022 году договоры ОСАГО были заключены с 170 тыс. такси. При этом в России насчитывается около 400 тыс. автомобилей такси. Это говорит о том, что большая часть водителей скрывает реальную цель использования автомобиля, — сказал он.
Зачем необходимо ОСГОП
Законопроект о расширении ОСГОП на таксистов был внесен в Госдуму еще в марте 2018 года и тогда же принят в первом чтении. Но до второго и третьего инициатива добралась только в 2023 году.
Ее авторы считают, что «доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводят к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождаются повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан».
Кроме того, депутаты хотели уравнять компенсации для пассажиров автобусов и такси.
— Принятие закона позволит в четыре раза повысить размер выплат, на которые могут претендовать граждане и их наследники в случае причинения вреда их жизни или здоровью при перевозке в такси, — сказал, выступая в парламенте, один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Но сейчас эксперты отмечают, что еще один вид страхования создаст дополнительную нагрузку на водителей такси. Так, в Общественном совете по развитию такси напомнили, что полис ОСГОП оформляется на одно транспортное средство и действует в течение года. Но многие самозанятые водители берут автомобили в аренду и меняют их. В таком случае им придется оформлять полис на новую машину.
«В течение года смена автомобиля может произойти более пяти раз, что приведет к значительным финансовым потерям из-за повторных приобретений страхования ОСГОП, — говорится в обращении. — При этом в ОСГОП не предусмотрена система перерасчета или компенсаций в случае досрочного расторжения договора о страховании».
Авторы обращения просят разрешить водителям переоформлять полис на новый автомобиль без дополнительных выплат.
В Общественном совете по развитию такси обеспокоены неравноправными страховыми выплатами. В частности, при ДТП вне зависимости от того, кто виноват, пассажиры могут рассчитывать на компенсации до 2 млн рублей. Но водителям и пешеходам полагаются выплаты до 500 тыс. рублей по ОСАГО.
«Мы считаем, что риск для всех участников аварии одинаков, и такие выплаты нарушают права граждан», — указывается в письме.
В Минтрансе «Известиям», подтвердили получение письма и сообщили, что рассмотрят его «в установленном порядке». Председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев от комментариев отказался.
При этом еще в мае 2023 года Минтранс рекомендовал отложить оформление таксистами ОСГОП до 1 сентября 2025 года, заявил в ходе заседания комитета Госдумы по финрынку 31 мая 2024 года замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Владимир Луговенко.
Зачем откладывать ОСГОП
Введение дополнительных обязательных требований будет способствовать еще большему оттоку водителей такси в другие сферы, считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
— Сейчас в ряде таксопарков примерно 30% машин работает в доставке, — отметила она в разговоре с «Известиями». — Водителям это выгоднее, чем возить пассажиров: не надо ОСАГО, не потребуется ОСГОП, нет проблем с оформлением путевых листов и прохождением медосмотров, не надо раз в полгода проходить техосмотр. Доход получается таким же, как от работы в такси, а проблем значительно меньше.
Ирина Зарипова добавила, что ожидаемый отток водителей из такси усугубит дефицит кадров, а из-за этого подорожают тарифы на перевозку. Поездка, которая сейчас обходится пассажиру в 1 тыс. рублей, поднимется, по ее оценке, до 1,3 тыс. рублей.
ОСГОП ориентировано прежде всего на юридические лица, в то время как в такси работает большое число индивидуальных предпринимателей и самозанятых, отметил руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.
Просьбу Общественного совета по развитию такси поддержал Антон Шапарин.
— Пассажиров уже защищает ОСАГО, — напомнил эксперт «Известиям». — Кроме того, сумма компенсаций просто неоправданно огромна. Хотя уровень риска в такси ниже, чем в общественном транспорте.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России (НЦ БДД), количество ДТП с участием легкового такси в 2023 году сократилось на 7,4%. А аварий с автобусами стало больше. В 2023 году количество таких ДТП выросло на 8,1%.
Полис ОСГОП для такси будет стоить примерно 2,6 тыс. рублей, рассказали «Известиям» в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА.
Но, несмотря на невысокую стоимость, это может ударить по карману водителей, считает Виктор Кондрашин.
— Учитывая, что многое будет зависеть от водителя и региона, где он прописан, не стоит рассчитывать на минимальную стоимость, — отметил эксперт.
Он указал, что это очередные дополнительные расходы: большинство таксистов сейчас арендуют автомобили, а это от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей в сутки.