Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Глава Коми сообщил о 20 пострадавших при сходе вагонов поезда
Мир
Путин и исполняющий обязанности президента Ирана провели телефонный разговор
Общество
В Дагестане арестовали сыновей экс-главы Сергокалинского района Омарова
Мир
Белый дом заявил о своей непричастности к делу Ассанжа и его сделке с минюстом США
Мир
КНР выступила против включения китайских компаний в антироссийские санкции ЕС
Общество
После схода вагонов пассажирского поезда в Коми возбуждено уголовное дело
Общество
На место схода вагонов поезда в Коми выехали медики
Мир
В МИД Казахстана обвинили Кэмерона в дезинформации об Астане
Авто
В Хорватии представили роботакси без руля
Происшествия
Три человека погибли в массовом ДТП в Пензенской области
Мир
Пурмохаммади пообещал улучшать отношения с РФ в случае избрания президентом Ирана
Экономика
Более 1 млрд рублей компенсаций выплатили аграриям в РФ за погибшие посевы
Мир
В США пару обвинили в содержании в рабстве пятерых приемных темнокожих детей
Политика
В Госдуме предложили внести изменения в выплатах пенсий для инвалидов
Мир
В Еврокомиссии заявили о неготовности новых стран ЕС вступить в еврозону
Мир
Мэр Парижа обвинила Макрона в испорченном олимпийском празднике
Мир
МИД РФ предписал шеф-корреспонденту австрийского ORF в Москве покинуть Россию
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пока Юго-Восточная Азия испытывала на себе весь спектр последствий пандемии COVID-19, Пентагон реализовывал секретную информационную операцию по дискредитации китайской вакцины Sinovac и другой жизненно необходимой продукции предприятий КНР. Ее целью было увеличение числа заболевших и умерших, чтобы впоследствии обвинить в этом Китай. Расследование этой операции было опубликовано журналистами Reuters. «Известия» делятся его подробностями.

Филиппинская история

В Пентагоне были обеспокоены ростом китайского влияния в регионе, и в особенности — на Филиппинах. По этой причине министерство обороны США через подрядные структуры провело масштабную информационную операцию в Центральной и Юго-Восточной Азии. Через фальшивые аккаунты в социальных сетях распространялась информация об опасности для здоровья, которую якобы несут китайские вакцины от коронавируса, а также маски и инструменты для тестирования, производимые концерном Sinovac Biotech.

Еще одной целью была российская вакцина Sputnik, попытки компрометации которой осуществлялись в русскоязычном сегменте интернета и среди пользователей из среднеазиатских республик бывшего СССР.

Телефоны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Запущенная информационная кампания решала две параллельные задачи. Первая заключалась в компрометации продуктов китайских компаний, что было частью еще более крупного проекта по дискредитации вообще всего китайского, который был запущен структурами ЦРУ после распоряжения Дональда Трампа в 2018 году. Через информагентства и лидеров мнений продвигались утверждения, что высокопоставленные члены Коммунистической партии Китая хранят средства в европейских банках, глобальная инициатива «Один пояс — один путь» является схемой по «отмыванию» коррупционных денег и тому подобное. Географически программа была нацелена на формирование антикитайского общественного мнения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и по времени предшествовала и затем сопровождала американские усилия по расширению геополитического влияния в регионе.

Сам же тезис, что COVID на самом деле является «китайским биологическим оружием» распространялся непосредственно из Белого дома — именно Трамп ввел в общественную дискуссию термин «китайский вирус». Вакцина Sinovac именовалась небезопасной не только по медицинским показаниям. Например, по Сети долгое время гуляла версия о том, что она якобы содержит свиной желатин, следовательно, ее нельзя использовать мусульманам.

Геополитика

Само по себе проведение информационных операций против КНР и России не является сенсацией. В широком смысле, использование дискредитации геополитических оппонентов посредством распространения дезинформации отмечено в целом ряде стратегических планов Пентагона. Например, оно фигурирует в документе, опубликованном Объединенным комитетом начальников штабов в марте прошлого года под названием «Совместная концепция конкуренции».

Тест на ковид
Фото: Global Look Press/dpa/Johannes Neudecker

В данном конкретном случае, как пишет Reuters, руководство осуществлялось центром психологических операций в Тампе, штат Флорида. Однако журналисты обращают внимание на то, что в этот раз операция стоила жизни нескольким тысячам человек. «Мы смотрели на это не с точки зрения общественного здравоохранения, — сказал неназванный высокопоставленный военный, участвовавший в программе. — Мы смотрели на то, как мы могли бы втоптать Китай лицом в грязь».

Еще в начале 2010-х Пентагон декларировал невозможность реализовывать весь спектр психологических операций (PSYOP, которые теперь именуются «операциями по военно-информационной поддержке», MISO) за счет своих кадровых ресурсов. Даже в рамках текущего набора персонала план рекрутирования сотрудников выполняется только на три четверти. В итоге, более 40% всей своей деятельности в этом направлении МО США передало внешним подрядчикам. В данном случае, как пишет Reuters, работу против Китая ведет подразделение оборонного гиганта General Dynamics, GDIT, с численностью персонала в 30 тыс. человек.

В феврале эта компания получила очередной контракт в $493 млн на поддержку Командования специальных операций (SOCOM), в марте было заключено соглашение еще на $922 млн на модернизацию IT-инфраструктуры Центрального командования США (CENTCOM).

Такая конкуренция

Вторая цель, по всей видимости, заключалась в обеспечении конкурентных преимуществ представителям крупнейших фармацевтических компаний Запада. На те же Филиппины Sinovac пришел почти на год раньше вакцин Pfizer, AstraZeneca и Moderna. Это стало возможным после того, как КНР объявила о том, что распространение ее вакцины в развивающихся странах будет осуществляться ради «глобального общественного блага», а не для получения прибыли. Всё это происходило в тот момент, когда страны ЕС сражались друг с другом за право быть первым получателем уколов Covishield или Pfizer.

Вакцина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Правительство США пошло по другому пути. Была реализована операция Warp Speed, по выражению Дональда Трампа, «не похожая ни на что из того, что США видели со времен Манхэттенского проекта». Примечательно, что из 90 человек, занимавшихся управлением этим, как было заявлено, «научным и логистическим» проектом, 60 представляли министерство обороны США, а руководил им Монсеф Слауи, непосредственно перед назначением покинувший место в совете директоров Moderna Inc. Первоначальной целью проекта было максимально быстрое распределение первых 300 млн доз вакцин внутри страны. Отсюда задержка длиной почти в год.

В то же время его положения никак не регламентировали ценовую политику фармгигантов. Как рассказал Reuters профессор медицины Джорджтаунского университета Лоуренс Гости, работавший в то время со Всемирной организацией здравоохранения, программа позволила компаниям «вести жесткую игру» с развивающимися странами, вынуждая их соглашаться на высокие цены. Как следствие — необходимость выдавить китайского конкурента, даже если это повлечет за собой жертвы. К июню этого года общее число заболевших на Филиппинах составило 4 140 383 человек, 66 864 из которых умерли.

Запоздалая правда

Абсолютно те же методы по дискредитации применялись по отношению и к «Спутнику». Фактически статья Reuters подтвердила сказанное российскими чиновниками еще четыре года назад. Тогда британские журналисты со ссылкой на спецслужбы рассказывали, что формула «Спутника V» была якобы украдена российскими хакерами у AstraZeneca, департамент здравоохранения США открыто заявлял о том, что убеждал Бразилию не использовать российскую вакцину, а в Сети распространялись истории о «массовых отказах от вакцинации».

Вакцина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Как рассказал генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, российские ученые смогли опубликовать результаты испытаний вакцины более чем в 50 ведущих журналах мира, где была доказана ее реальная эффективность. «Важно, что усилия РФПИ совместно с правительством РФ, научным сообществом, большим количеством ответственных журналистов по всему миру позволили противодействовать активной кампании по дезинформации от западных стран. И нам всем вместе надо также работать над тем, чтобы не допускать таких дезинформационных атак в дальнейшем в случае дальнейших пандемий», — заключил Дмитриев.

Прямой эфир