ПМЭФ был учрежден в конце 1990-х годов как масштабное публично-дипломатическое мероприятие, демонстрирующее интеграцию новой России в мировую политико-экономическую систему. В тот период «свободное падение» национальной экономики замедлилось, страна приступила к укреплению суверенитета и поиску собственного места в однополярном мире.
Процесс институционального генезиса форума был динамичным. К настоящему моменту он прошел три этапа. На первом, который можно назвать «постсоветским» (1997–2004 годы), ПМЭФ фокусировался на пространстве бывшего СССР. Его участники обсуждали конфликты, кризисы, пути построения независимых государств и выбора ими модели развития, отражавшей особенности исторического пути и национального менталитета. В стенах Таврического дворца, где заседает Межпарламентская ассамблея СНГ, парламентарии и ученые обменивались оценками, грустили о советском прошлом, с опасением заглядывали в капиталистическое будущее. Дискуссии этого «раннего» ПМЭФ и выработанные на их основе рекомендации мало кого интересовали не только в мире, но и в самих постсоветских государствах.
Второй этап (2005–2013 годы) можно назвать «глобалистским». Все в Петербурге изменилось в один момент и кардинально. Форум переехал из узких коридоров Таврического дворца в специально отстроенные на берегу Финского залива многочисленные ультрасовременные павильоны. Это позволило в несколько раз увеличить число участников и количество проводимых мероприятий. В заседаниях форума постоянно стали принимать участие президент России, члены правительства, главы регионов и лидеры национального бизнеса. В рамках ПМЭФ Кремль предложил мировым политическим и бизнес-лидерам площадку для диалога по всему спектру проблем интеграции российской экономики в мировую.
В это неполное десятилетие в июньском Петербурге собирались лидеры ведущих экономик планеты, главы мировых информационных агентств, директора глобальных энергетических, промышленных и финансово-инвестиционных компаний. На три дня Петербург превращался в главный центр мировых новостей, по своему влиянию он быстро сравнялся с Всемирным экономическим форумом в швейцарском Давосе. Либеральная западная повестка на берегах Невы явно доминировала, хотя в малых дозах дополнялась попытками защиты суверенитета и мерами по защите интересов России на внешних рынках.
Организаторы ПМЭФ не сразу осознали, что место в глобальной экономике, уготованное России, не соответствует ее в тот период умеренным рациональным ожиданиям. Вместо равноправного диалога форум стал еще одной площадкой, где Россию поучали, как создавать «благоприятный климат для иностранных инвестиций», сдавая национальные интересы, или же не оказывать сопротивление череде «цветных революций», поскольку американо-центричный мир объявлялся безальтернативным.
Начало открытого конфликта России с Вашингтоном и его сателлитами весной 2014 года привели еще к одному развороту в истории ПМЭФ, открыв нынешний этап его истории. Это десятилетие (2014–2024 годы) ознаменовалось коренными переменами в отношениях России и внешнего мира. В Кремле пришли к выводу о том, что достойным и оптимальным партнером для диалога, в том числе в залах ПМЭФ, являются быстро растущие демографически и экономически государства Евразии, Африки и Латинской Америки. Народы этих стран устали от американского гегемонизма и европейского неоколониализма. Они требуют уважительного отношения к себе, признания суверенитета и подлинного равноправия в отношениях. Все это новая Россия им охотно предоставила, объявив, что новым приоритетом для нее является превращение ПМЭФ в «Давос для развивающихся государств».
Постепенно этот путь привел форум к нынешнему состоянию, при котором более не требуется сравнение с Давосом для объяснения своего особого места в мире. ПМЭФ — главная мировая площадка, на которой недостаточно представленное в системе западных институтов мировое большинство обсуждает главные вопросы своего долгосрочного развития.
Состоявшийся 5–8 июня XXVII ПМЭФ позволил увидеть некоторые новые особенности этой важнейшей для Российской Федерации площадки. Отметим несколько наиболее примечательных характеристик нынешнего форума.
Во-первых, на нем доминировала внутрироссийская тематика. Кремль сегодня исповедует консервативную логику: сначала прибраться в собственном доме и лишь потом учить остальных тому, как это надо делать. Поэтому интерес всего мира вызывает вопрос о том, как России в условиях беспрецедентных западных санкций удается обеспечивать потребности своих Вооруженных сил в зоне украинской спецоперации и одновременно развивать гражданские сектора экономики со скоростью, невиданной уже более десятилетие.
Во-вторых, форум позволил всему миру лучше понять особенности современной российской модели развития. Если на прежних форумах ключевыми фигурами были крупнейшие бизнесмены планеты, то сейчас российские губернаторы, представители госкорпораций, владельцы частных компаний, рассматривающие внутренний рынок как основной для себя сегодня. Новая модель развития стала компромиссом между рядом мер из арсенала мобилизационной экономики («бюджетный импульс» 2023–2024 годы, импортозамещение, резкий рост оборонного заказа) и сохранением основ рыночного хозяйства, конкурентного рынка, свободы движения капиталов. В таких пропорциях и с таким позитивным результатом подобные управленческие решения еще никогда на планете не применялись.
В-третьих, тематика международной безопасности из повестки ПМЭФ никуда не исчезла, но рассматривалась по-новому. Ключевые слова, характеризующие завершившийся форум, — развитие и многополярность. Оба эти термина в равной степени актуальны для нашей страны и для всего мира. Это подтвердило ключевое мероприятие ПМЭФ — пленарное заседание с участием Владимира Путина, а также президентов Боливии и Зимбабве. Выбор в качестве ведущего Сергея Караганова стал подлинным триумфом для нынешнего поколения российских международников, признанным лидером которых он считается многие годы.
Из разговора о глобальных угрозах и региональных конфликтах в июньском Петербурге был практически полностью исключен Запад. В России сегодня убеждены: США и зависимые от них государства никакой позитивной роли в решении проблем безопасности и социально-экономического развития стран мирового большинства играть не могут. Глобальное меньшинство сегодня разобщено, исповедует неприемлемые ценности, экономически неэффективно, нарушает нормы международного права, стимулирует региональные конфликты. Общение с лидерами США и их союзниками можно без потерь отложить до тех времен, когда нынешнее поколение «крестоносцев демократии» уйдет в историю, а на его место придут более адекватные и позитивно настроенные политики.
Автор — д.э.н., профессор СПбГУ, эксперт «Валдайского клуба»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора