Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Никакой раскачки и репетиций — обычно нулевой день ПМЭФ в программе этого года обозначен как стартовый. С самого начала участников ждал насыщенный график мероприятий — несколько форумов, день международной кооперации (бизнес-диалог с дружественными странами), открытие специализированных площадок. А еще нужно было найти время на то, чтобы осмотреть павильоны, заключить сделки, сравнить достижения российского и китайского автопрома и попробовать мороженое, которое доставляет макет высокоскоростного поезда. О том, как стартовал экономический форум в Петербурге, — в репортаже «Известий».

С корабля на ПМЭФ

Еще до начала форума постоянно в медиа появлялось сравнение с допандемийными годами — мол, вернулись к ним по размаху и количеству участников (более 17 тыс. из 136 стран). Действительно, после паузы в 2020-м восстановление произошло не сразу, тем более что два года назад ПМЭФ еще и пережил испытание санкциями. Сейчас, как показал стартовый (не нулевой во всех смыслах) день, всё вроде вернулось на круги своя. Но всё же что-то изменилось в атмосфере и содержании форума.

ПМЭФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Обычно в первый день ПМЭФ многие участники и спикеры только прибывают в Петербург, в пассаже «Экспофорума» еще нет того плотного трафика из разряда «яблоку негде упасть», который характерен для открытия и дня пленарки. Но не в этот раз.

Несмотря на хорошую летнюю погоду, уже с самого раннего утра участники спешили на площадку. Кстати, о погоде. Кто-то из коллег отметил, что Санкт-Петербург уже шестой год подряд в период ПМЭФ не оправдывает свое звание дождливого города. Скорее, правда, пятый, поскольку в 2020-м по понятным причинам форум не проводился, а в 2017-м проходил при 8 градусах тепла, сопровождающихся мощным ветром и ливнями.

На фоне стендов

Стенды и павильоны на нынешнем ПМЭФ также поразили своим количеством и многообразием. Трудно припомнить такой, как в этом году, парад ярких и даже неформальных презентаций. Если в предыдущие годы основным местом притяжения для любителей селфи была стена из цветочной мозаики на стенде «Уралхима», то теперь конкуренция за желающих запечатлеть себя на красивом фоне сильно возросла. Лишь несколько примеров: огромный трансформер у Московской области, не меньший по размеру конь-качалка у «Авито», пчела у Башкортостана. Но наибольший фурор произвел красный (а какой еще он мог быть?) дракон в китайском квартале, который выстроил Альфа-банк, пояснив такой выбор вывеской на русско-китайском «Лучший банк для бизнеса с Китаем».

Неформальное соревнование между тем развернулось между китайским и российским автопромом. С порога гостей встретила галерея представительских машин бренда «Хончи», Россия показала новую «Ладу», которую скоро запустят в серию.

Участники Петербургского международного экономического форума на стенде «Молдавский дворик»

Участники Петербургского международного экономического форума на стенде «Молдавский дворик»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Еще из приятного в этом году — голодным на форуме точно никто не останется. В первый день на стенде Москвы макет высокоскоростного поезда привозил посетителям мороженое, а на стенде Россельхозбанка ждет своих дегустаторов настоящая клубника. Попробовать брынзу, фрукты и вино можно и в специально организованном «Молдавском дворе», который открылся с топтания винограда в чане, который все мы помним по итальянскому фильму «Укрощение строптивого». Но исполнил этот старинный обряд-танец не Адриано Челентано, а девушка в национальном костюме. В гостеприимном дворе в этот день много говорили о том, как важно для Молдавии дружить с Россией и не только на почве культуры, но и бизнеса. Вино и всё о нем (экспертные выступления, дискуссии, дегустации и пр.) ожидают посетителей тематической площадки «ВиноГрад», которая открывается на ПМЭФ уже в третий раз.

Открылась 5 июня и новая площадка для дискуссий «Росконгресс Урбан Хаб», собравшая крупнейших девелоперов России. В течение всего форума архитекторы, застройщики, урбанисты обсудят города будущего, причем, как отметили организаторы, в неформальной обстановке, без галстуков.

К экономике высоких зарплат

Еще одно отличие нынешнего ПМЭФ от предыдущих: если раньше на форум бизнесмены приезжали для того, чтобы поговорить с властью (именно поэтому основной поток участников приходился не на нулевой день), то сейчас это уже фактически B2B площадка. Предприниматели собираются, чтобы пообщаться, обменяться опытом, найти новые решения.

Поэтому неудивительно, что в программе Форума МСП появились совершенно прикладные сессии. Например, «Большие деньги для малого бизнеса: лайфхаки привлечения кредитов и капитала». О том, как «малыши» могут получить средства, говорили и на пленарной сессии Форума МСП.

Сесси «Большие деньги для малого бизнеса: лайфхаки привлечения кредитов и капитала»

Сессия «Большие деньги для малого бизнеса: лайфхаки привлечения кредитов и капитала»

Фото: Росконгресс/Сергей Семенов

Как сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута, портфель кредитов МСП уже превысил 13 трлн рублей, причем темпы роста у него выше, чем в целом у корпоративного кредитования. Хотя кредиты — не основной способ инвестиций малого и среднего бизнеса. Основная часть поступает из доходов. Однако после разработки механизмов для выхода на рынки капитала этот канал приобретает всё большую значимость. Причем речь идет не только об облигациях, но и IPO, на который сейчас большой спрос у инвесторов.

— Есть привлечения даже не миллиарда или более, а 150 млрд рублей. И такие примеры тоже есть. На IPO малых и средних предпринимателей большой спрос, регулярно происходит переподписка на выпуски. На IPO стоит очередь, — сказал Михаил Мамута.

Причину этого раскрыл президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, малый бизнес очень эффективен. Так, при вложении 600 млрд рублей с 2018 года МСП заплатило 1,5 трлн.

Как ни странно, то, что привлечение инвестиций оказалось не самым важным для малых и средних предпринимателей, показал опрос в рамках сессии. Самая большая проблема — дефицит кадров. Как решать его в условиях, собственно, недостатка рабочей силы и роста окладов, что уже не служит мотивацией для привлечения персонала, поинтересовался модератор сессии у министра экономики Максима Решетникова.

Максим Решетников

Максим Решетников

Фото: Росконгресс/Александр Гальперин

И тот удивил собравшихся, внеся ясность в вопрос феерического роста зарплат, о котором принято сейчас говорить. По словам главы Минэка, если в 2018 году доля оплаты труда в ВВП составляла 45%, то сейчас порядка 40%. А в развитых странах — 50% и более. То есть, отметил Решетников, есть куда расти, чтобы соответствовать экономике высоких зарплат, о которой говорил президент. По мнению главы ведомства, одно из решений вопроса с кадрами — более гибкий подход к оплате труда, который сработал в оборонке и его имеет смысл использовать и в гражданском производстве.

Дефицит кадров — основной вопрос, который волнует предпринимателей, в том числе в Новороссии и Донбассе, подтвердил вице-президент «Опоры России» Сергей Лапенко. По его словам, МСП на новых территориях развивается активнее, чем в среднем по стране.

— Прирост — 7%. Сегодня есть интерес у бизнеса со всей нашей большой страны, из других регионов, — отметил он, добавив, что очень важно посмотреть, какие меры поддержки можно предусмотреть, чтобы люди возвращались назад.

Бренд с адаптацией

В России доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет чуть более 20%, а, например, в КНР — 60–70%, отмечалось на пленарной сессии. И именно рынок соседнего государства может оказаться интересным для наших бизнесменов. Практическим советам, как правильно на него выйти, была посвящена сессия «Взаимодействие МСП России и Китая».

Сессия «Взаимодействие МСП России и Китая»

Сессия «Взаимодействие МСП России и Китая»

Фото: Росконгресс/Сергей Семенов

Перед тем как осваивать китайский рынок, нужно изучить страну, подчеркнул директор Института стран Азии и Африки МГУ М.В. Ломоносова Алексей Маслов.

— Надо набивать шишки в России, а не разбивать лоб, выходя в Китай, к нему надо готовиться, — образно заметил специалист.

И важно не «тупо вводить товары на китайский рынок, а проводить адаптацию бренда». Так, эксперт привел в пример опыт кофеен «Старбакс» которые в Китае продвигают чай, поскольку именно этот напиток известен и любим в стране. Не так удачно повели дело, по мнению Алексея Маслова, производители шоколада «Аленка». Этот бренд, кстати, достаточно известен в КНР, но производят его на севере этой страны, поскольку при выходе на рынок наши предприниматели не зарегистрировали товарный знак. Чем быстро воспользовались китайцы.

Как посоветовал эксперт, нужно относиться к китайскому рынку как к долгосрочному вложению. И если не получается в одиночку, то нужно это делать в ассоциациях, использовать ресурсы «Российского экспортного центра» (РЭЦ). В свою очередь, директор по развитию зарубежной сети РЭЦ Дмитрий Прохоренко рассказал, что организация нащупала инструмент для Китая — продвижение наших товаров под маркой «Сделано в России». По его мнению, это отличный зонтичный инструмент для МСП, которое не может тратить много средств на рекламу.

сделано в россии
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Старший партнер московского офиса юридической фирмы DHH Юань И подчеркнула необходимость провести проверку предполагаемых партнеров. Есть публичный ресурс для этого, а также можно привлечь юриста. Иногда посещения офиса фирмы достаточно, чтобы понять, что она не ведет никакой деятельности. Также важная особенность есть и у судебного производства Китая, где нет арбитража, который выступает важной составляющей бизнес-деятельности при ведении споров.

Жизненно важный обмен

Кооперацию не только с Китаем, но и с другими странами, прежде всего Бразилией и Индией, обсуждали на форуме «Лекарственная безопасность на пространстве БРИКС». Как заявил глава Минздрава Михаил Мурашко, коммуникации и кооперация с государствами, которые имеют высокие компентенции в фармакологии, регуляторике в плане отстаивания позиции на международных площадках, весьма перспективны. Он напомнил, что именно в странах, входящих в объединение, были зарегистрированы первые инновационные препараты, которые позволяли противостоять COVID-19. Как рассказал Мурашко, есть несколько направлений, по которым Россия может развивать кооперацию со странами БРИКС — это не только препараты против инфекций, но и, например, ядерная медицина, к переосмыслению которой пришли в последнее время.

Кстати, именно последнее направление имеет хороший экспортный потенциал для России. А в плане поставок за рубеж пока в сегменте «фарма» есть большой простор для развития.

— Российская фармпромышленность в последние годы научилась отвечать всем вызовам и угрозам. Курс на импортозамещение позволил сформировать серьезную производственную базу. Отечественные компании производят как дженерики, так и оригинальные препараты, — сказала замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева.

таблетки
Фото: РИА Новости/пресс-служба «Отисифарм»

По ее словам, фармпродукция из нашей страны поставляется более чем в 150 стран мира. Но в прошлом году, например, в государства БРИКС Россия продала в 53 раза меньше лекарств, чем приобрела у них. По стратегии «Фарма-2030» перед РФ стоит задача увеличить экспортные объемы в 2,5 раза. Также, как сообщила замглавы Минпромторга, наша страна готова развивать сотрудничество и предоставлять меры поддержки в плане локализации разработок и производства в страны БРИКС и из них.

В рамках дня международной кооперации в формате бизнес-диалога прошли обсуждения сотрудничества со многими дружественными странами — Киргизией, Казахстаном, ЮАР, Бразилией, Индией, Венесуэлой.

Стартовый день выдался насыщенным и длинным, а еще немного похвастался достижениями народного хозяйства. Россия, следует из лозунга ПМЭФ, ищет свое место в новом многополярном мире. На одной из сессий китайская представительница Юань И вспомнила народную пословицу своей страны: к удаче приводят подходящее время, подходящее место, подходящие люди.

Читайте также
Прямой эфир