Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Чехии усомнился в возвращении Киевом потерянных территорий
Мир
Лавров сообщил о решении БРИКС «взять паузу» по вопросу вступления новых членов
Общество
Путин наградил убитых в Дагестане священника и охранника
Экономика
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Мир
Ассанж заключил сделку со следствием и вышел из тюрьмы. Что это значит
Наука и техника
Астероид размером с Эверест приблизится к Земле 27 июня
Общество
Российский авиасалон МАКС-2024 отменили
Мир
В Абхазии задержаны еще три участника перестрелки на границе с РФ
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
Мир
Глава МИД Бельгии предрекла Украине сложный процесс вступления в ЕС
Общество
Мебель из отходов начнут печатать на российских 3D-принтерах
Армия
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Армия
РФ вернула из украинского плена 90 российских военнослужащих
Мир
Глава Пентагона Остин провел телефонные переговоры с российским коллегой Белоусовым
Мир
МИД Австрии вызовет поверенного в делах России из-за ограничений СМИ
Политика
Мишустин назначил новых заместителей министров транспорта, финансов и спорта
Мир
Президент Кении направил военных на подавление протестов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня на линии боевого соприкосновения падает активность ствольной артиллерии и пилотируемой авиации, но вместе с этим противник постоянно наращивает применение БПЛА различных типов: от небольших ударных FPV-дронов до крупных разведывательных БПЛА самолетного типа. В таких условиях российские подразделения всё большее внимание уделяют противовоздушной обороне. Корреспонденты «Известий» побывали в подразделениях ПВО группировки «Центр», увидели работу зенитно-ракетных комплексов «Стрела-10» и «Тор», а также узнали о том, как изменяется защита от малых дронов в войсках.

Как изменилась ПВО

Противовоздушная оборона — не только род войск, но и весь комплекс мер защиты от воздушного нападения, который проходит в войсках на всех уровнях. И в современных условиях, когда враг применяет большое количество дронов-разведчиков, камикадзе и небольших коптеров-«бомбардировщиков», борьба с летательными аппаратами начинается на уровне взводов и отделений. Часто можно увидеть, что средства РЭБ и посты воздушного наблюдения есть и на отдельных артиллерийских установках или в группах.

Изменилась и оборона самих зенитно-ракетных установок. Если ранее основную угрозу для них представляли появляющиеся из-за складок рельефа местности ударные вертолеты, то сейчас это дроны-камикадзе. Поэтому установки прикрывают стрелки-зенитчики. Для защиты «Стрелы» используют штатный пулемет, которым укомплектована машина, установленная на треноге.

военнослужащий ВС РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

— На нашу машину пока еще не выходили так близко, но мы готовы. Тренировались в стрельбе по воздушным целям, — рассказывает у пулемета боец с позывным Кэмел.

Установку среднего радиуса действия «Тор» прикрывают уже два бойца. Один из них вооружен комплексом радиоэлектронной борьбы и гладкоствольным ружьем 12 калибра.

— Сопровождаем боевую машину на работу и охраняем ее от малых коптеров. Мы всегда работаем в паре, чтобы разбивать обзор по секторам. В принципе, ничего тяжелого в освоении этой специальности не было. С ружьем помогли, многие военнослужащие – охотники, все знают, как действует, как стрелять. Как и с электронным оборудованием, тоже ничего сложного, показали на практике, объяснили. Пока мы сбили один FPV-дрон, угрожавший машине. Больше нам пока не попадалось, — рассказывает стрелок-зенитчик Седой.

ЗРК  «Тор»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Крупные разведывательные дроны самолетного типа поражают уже зенитно-ракетные комплексы. Ближе к линии боевого соприкосновения прикрытие в дневное время осуществляют ЗРК «Стрела». Эти машины могут работать скрытно, они не имеют активного излучения, поэтому радиоэлектронная разведка врага не может обнаружить их в местах боевого дежурства.

— В данный момент наша основная задача — уничтожение БПЛА противника, типа «Лэлэка», «Фурия», «Валькирия» и прочих. Прикрываем наши артиллерийские подразделения от обнаружения с воздуха, — рассказывает офицер-зенитчик Дед.

Изначально машина разрабатывалась для борьбы с вертолетами и штурмовиками противника. Но с помощью новых ракет и тактики может бороться и с беспилотниками. Только за этот месяц зенитчики этого подразделения сбили 12 крупных дронов самолетного типа.

«Мангал» для «Тора»

Для обнаружения целей и прикрытия объектов применяются ЗРК «Тор». Машина, которую мы увидели, прикрыта дополнительной броней, а моторный отсек сверху защищен металлической сеткой на каркасе — конструкция, за которой в войсках закрепилось название «мангал».

зрк тор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

— Противник использует колоссальное количество беспилотников, которые пытаются проходить на малых высотах. Это и кустарные модели, и различные малозаметные аппараты, также дроны-камикадзе. Но справляемся со всеми трудностями, делаем свою работу и стараемся уничтожить как можно больше воздушных целей, — рассказывает командир расчета «Тор» с позывным Минус.

По его словам, пилотируемая авиация врага сейчас боится заходить в зону действия ПВО и работает с больших дальностей.

На День Победы и следующие за ним дни республик Донбасса противник годами готовит усиление обстрелов, бомбежек и другие действия — с целью запугать мирных жителей. Подобные действия уже вошли у украинских боевиков и властей в страшную традицию. Поэтому наши бойцы в праздники должны быть в особенности готовы к любым действиям врага.

ЗРК «Тор»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

— Готовы круглыми сутками дежурить, что и делаем. Мы не дремлем, наши ребята постоянно работают,— рассказывает Минус.

По его словам, всё это позволяет разрушать планы противника.

Прямой эфир