Очевидец рассказал о порезанных шлангах гидрантов в Доме профсоюзов в Одессе
В Доме профсоюзов в Одессе, который подожгли 2 мая 2014 года, были изрезаны пожарные шланги гидрантов и не было воды, огонь было нечем тушить. Об этом 1 мая рассказал «Известиям» очевидец тех событий, полковник Александр Якименко.
По словам мужчины, в здании пытались скрыться от националистов люди, которые ранее находились в палаточном городке, разбитом за несколько дней до этого на Куликовом поле. Он пояснил, что толпа выходила по аллее от железнодорожного вокзала на Куликово поле. Получилось так, что активисты оказались в кольце. В гуще событий оказались и местные жители, которые в тот день шли по своим делам, — дети, старики, женщины.
Спрятаться от толпы можно было только в Доме профсоюзов, при этом никто не мог подумать, что здание будут поджигать.
«Я никуда не бежал, я был внутри в вестибюле, но по мере того, как там уже становилось невозможно дышать, а потушить горящую мебель было невозможно, мы уже начали открывать пожарные гидранты — все шланги были порезаны, они все были дырявые! Вода была перекрыта, воды не было в водопроводе, а там же всё есть — краны, туалеты на первом этаже, и ничего из этого уже не работало, то есть потушить уже было нечем», — уточнил офицер.
Войти в здание можно было с нескольких входов, в один из них рвались националисты из «Правого сектора» (террористическая группировка, запрещенная в России).
«Наши пытались их как-то сдержать, завязалась драка, но, конечно, противодействовать людям с дубинками и с оружием наши люди не могли. И дышать уже было трудно! И я, и такие же люди, как я, по центральной лестнице поднимались наверх», — продолжил Якименко.
В итоге на крыше оказались около 50 человек, люди смогли сверху наблюдать за происходящим. Горели четыре этажа здания.
«Там прямо на выход шла аллея, на которой стояло несколько пожарных машин, которых не пропускали тушить пожар, и стояло несколько автозаков. А вдоль этой аллеи в четыре шеренги справа и в четыре шеренги слева стояли бойцы МВД в полной амуниции, со щитами и дубинками, и со всем, как положено, и никто не противодействовал тому, что делал «Правый сектор». Уже стемнело, а крыша у Дома профсоюзов такая, готическая, и как только на фоне неба появлялась какая-то фигурка, то ее тут же подсвечивали указочкой и слышали только, как пульки свистят», — отметил полковник.
Люди спрятались от выстрелов, спустившись чуть ниже. На территории перед зданием на одном из автозаков стоял кто-то из боевиков с большой профессиональной камерой с огромной лампой, которая светила и всё было видно.
«Несколько человек, когда подъехал один из пожарных автомобилей, пытались спускаться по лестнице, и один сорвался и упал, и его там добивали. А кто-то выпрыгивал, и его просто прутьями и дубинками забивали там до смерти, а потом куда-то утаскивали», — рассказал он.
Пожар не тушили, а слегка притушили, откуда-то шел дым. Пожарные поднялись к людям на крышу и спросили их через слуховые окна, будут ли они спускаться. Люди решили остаться на крыше.
Спустя несколько часов к крыше подошли бойцы «Беркута», люди решили спуститься вниз. Первыми пошли подростки, женщины.
Якименко отметил, что ему удалось вывести порядка 50 человек при помощи офицеров МВД, которые не соответствовали требованиям хунты. После этого спасенных отвезли в отделы МВД, офицера вывел один из сотрудников и отпустил.
Полковник подчеркнул, что после этих событий встретил много людей, для которых Дом профсоюзов стал событием, после которых они решили идти добровольцами и защищать Донбасс.
Ранее в среду бывший член ЦК Компартии Украины, экс-депутат Одесского облсовета, сооснователь антифашистской организации «Бородьба» Алексей Албу рассказал «Известиям», что, несмотря на пережитые события, он остается политическим активистом. Жители Одессы пострадали за убеждения, их убийство было спланировано заранее местными властями, указал Албу. Он подчеркнул, что с начала пожара находился в другой части здания, и это его спасло.
Трагедия в Доме профсоюзов в Одессе произошла 2 мая 2014 года на фоне смены власти на Украине. Тогда активисты антимайдана в знак протеста разбили палаточный лагерь на Куликовом поле.
В результате потасовок между ними и сторонниками евромайдана палаточный городок был разрушен, а Дом профсоюзов, где укрылись антимайдановцы, подожгли члены запрещенной в России террористической организации «Правый сектор». По тем, кто пытался выбраться, националисты стреляли. Полиция на помощь активистам не пришла.
В тот день погибли 48 человек. Шесть из них умерли от огнестрельных ранений, 10 выпали из окон горящего здания и разбились, 32 скончались от ожогов и в результате отравления угарным газом. Пострадало более 250 человек. Наказание за произошедшее в Одессе никто не понес.