Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Сальдо назвал бессмысленным расчет Киева на F-16 как на чудо-оружие
Общество
Вильфанд пообещал москвичам бабье лето в начале октября
Мир
Spiegel назвал позорным выступление Зеленского на встрече с Трампом
Мир
Советник Орбана назвал безответственными действия Украины против России
Армия
Российская армия нанесла групповой удар по аэродромной инфраструктуре ВСУ
Мир
«Хезболла» подтвердила гибель своего лидера Насраллы при ударах Израиля
Общество
Путин поздравил работников и ветеранов атомной промышленности
Армия
ВСУ за сутки потеряли до 1990 человек в зоне спецоперации
Происшествия
Житель Курской области закрыл собой жену от дрона ВСУ и погиб
Спорт
WADA потребовало дисквалификации первой ракетки мира Синнера из-за допинга
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о 15-минутной медкомиссии при мобилизации
Мир
СМИ сообщили о сбросе Израилем более 80 бомб при ликвидации Насраллы
Общество
Семьям погибших при взрыве на АЗС в Дагестане выделят по 1 млн рублей
Мир
Власти Украины сообщили о поражении административного здания в Киевской области
Общество
Главный штурман Тихоокеанского флота Витютнев умер во время марафона
Армия
Богослужение в день Воздвижения Креста Господня провели для бойцов ВС РФ
Мир
В МИД РФ заявили о намерении обратиться в суд ООН по делу о терактах на СП
Общество
Число погибших при взрыве на АЗС в Махачкале выросло до 13

Заснять порчу: как мошенники наживаются на ими же сломанных смартфонах

Практика «потребительского экстремизма» приносит преступникам миллиарды рублей в год
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Суд в Саратове признал пять человек виновными в 54 случаях мошенничества с преднамеренно испорченными смартфонами. И хотя приговор оглашен мягкий — от полутора до трех с половиной лет условно, это дело может стать прецедентным, полагают эксперты. Схема «потребительского экстремизма», по которой действовали преступники, приобрела «катастрофические масштабы», заявили «Известиям» участники рынка. Злоумышленники ломают гаджеты, а их подельники-эксперты признают брак заводским. После этого мошенники подают в суд, и за телефон стоимостью 60–100 тыс. рублей получают до 400 тыс. компенсации. Как им это удается и почему группы, специализирующиеся на таких преступлениях, наиболее активны в Поволжье, читайте в расследовании «Известий».

Телефонное дело

Заводской райсуд Саратова в последних числах апреля огласил приговор по делу, которое в ходе расследования разрослось до 90 томов. Следователи доказали более 50 эпизодов мошенничества на сумму почти 9 млн рублей, к которым были причастны пять человек. Они несколько лет обогащались на этой незаконной деятельности: сами портили дорогие гаджеты, получали заведомо ложные акты технической экспертизы, подавали в суд и выигрывали огромные компенсации. Среди пострадавших в материалах дела значатся «М.Видео», DNS, «Ситилинк», МТС, «Вымпелком», «Мегафон».

Представители отрасли видят в этом решении прецедент, который поможет бороться с подобной схемой мошенничества.

— Ритейлеры планируют обращаться в правоохранительные органы, Генпрокуратуру, обращать внимание профильного ведомства на данную проблему, что поможет распространить и на другие проблемные регионы практику организованного судебного преследования тех, кто занимается подобным злоупотреблением правом, — заявил «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Ранее, в середине апреля, АКИТ направила в Минпромторг письмо с просьбой обсудить с представителями Генпрокуратуры практику злоупотребления законом «О защите прав потребителей».

Как работает схема мошенников

О деталях мошеннической схемы «Известиям» рассказали сотрудники двух торговых сетей. По их словам, в группу злоумышленников обычно входят юристы, технические специалисты и подставные покупатели.

— В официальном магазине приобретается дорогостоящий смартфон. Его намеренно приводят в неисправное состояние, например воздействием СВЧ-излучения, — рассказал один из собеседников «Известий». — Далее от подставного лица ритейлеру подается претензия с требованием возврата стоимости товара из-за производственного брака в нем. При этом зачастую провоцируется ситуация «отказа продавца» в возврате денег. Например, претензия отправляется на адрес, по которому ритейлер это требование гарантированно не получит, товар не передают для проведения проверки качества, после чего мошенники получают у своих сообщников «экспертизу» о производственном характере брака и обращаются в суд.

Финансовые требования мошенников в 3–5 раз превышают первоначальную стоимость устройства. В них помимо цены самого смартфона включаются расходы на экспертизу, неустойка, моральный вред, штраф и судебные расходы. В итоге сумма иска за смартфон стоимостью 60–100 тыс. рублей возрастает до 300–400 тыс.

— Суды, как правило, выносят решения в пользу истцов. Но в данном случае это не добросовестные потребители, а организованная группа злоумышленников, действующих в сговоре, — утверждает источник, близкий к одному из ритейлеров.

Причем мошенники придумали еще один способ дополнительного заработка. По решению судов, получив компенсацию, покупатель обязан вернуть пришедший в негодность смартфон ритейлеру. Но злоумышленники могли такой товар не возвращать, а продавать на черном рынке.

О подобной мошеннической схеме один из топ-менеджеров сотовой розницы рассказывал корреспонденту «Известий» еще в начале 2010-х годов. Но тогда эти случаи были единичны. Кроме того, если поначалу мошенники проявляли «скромность» — разница между стоимостью устройства и заявленной компенсацией, как правило, была небольшой, — то с годами их аппетиты кратно возросли. Некоторые из них даже открывали офисы и нанимали сотрудников, где, не стесняясь, обещали вернуть деньги за любой товар всякому обратившемуся.

В последние два-три года старая схема обрела второе дыхание.

— Суммарные исковые требования к крупнейшим продавцам превышают 500 млн рублей в год. И это только по тем делам, которые сами ритейлеры идентифицируют как однозначно мошеннические схемы, — утверждает один из участников рынка.

В 2022–2023 годах ситуация «приобрела катастрофические масштабы», — говорится и в письме АКИТ в Минпромторг.

Организованные группы, промышляющие мошенническими схемами с электроникой и бытовой техникой, обогатились на миллиарды рублей, отмечают авторы обращения.

По версии авторов письма, только суммы штрафов, которые по решениям судов выплачиваются «потребительским экстремистам», могут достигать 7,5 млрд рублей в год.

Обращение поступило в Минпромторг и находится на рассмотрении, сообщили «Известиям» в ведомстве.

На страх ритейлу

В крупных торговых сетях «Известиям» подтвердили наличие проблемы.

— Мы знаем о таком виде мошенничества, который маскируется под защиту права потребителя, но на деле ориентирован только на незаконное обогащение, — сообщили «Известиям» в «Мегафоне».

К злоупотреблению правом приводит преимущественно заключение так называемых экспертов, которые зачастую и участвуют в выведении устройства из строя, утверждают в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».

Свое развитие феномен получил после разъяснений в постановлении пленума Верховного суда РФ от 2012 года — с этого момента судебный штраф в размере до 50% от стоимости товара стал перечисляться не в бюджет, а истцу, отмечает представитель ритейлера.

Неизменные участники мошеннической схемы и недобросовестные юристы.

— Есть юристы, у которых в производстве находится по несколько десятков дел «по компенсациям» к ритейлерам, например у Светланы Ч. из Самарской области (имя изменено, настоящее имеется в распоряжении редакции. — «Известия»). Есть и такие, которые гастролируют по разным регионам и в качестве «жертв» в пределах одного региона стараются выбрать разных ритейлеров, — отметил наш источник в одной их торговых сетей.

«Известия» проверили утверждение собеседника. В системе ГАС «Правосудие» мы нашли более тысячи записей с упоминанием названного нашим собеседником юриста. В большинстве из них она представлена как секретарь суда, но с 2019 года выступает в качестве представителя истов по делам о защите прав потребителей. На звонки «Известий» она не ответила.

В помощь мошенникам существует и много обучающего видео в Сети — как испортить рабочую технику, чтобы в ней можно было признать заводской брак, а также многочисленные центры экспертизы, которые явно являются заинтересованной стороной процессов, утверждает Артем Соколов.

По словам участников рынка, мошеннические схемы такого рода несут угрозу и для законопослушных покупателей.

— Речь идет об увеличении стоимости электроники, потому что бизнес должен чем-то покрывать убытки, и это закладывается в стоимость товаров. Плюс усложняется процедура возврата реально бракованной техники для добросовестных граждан, — утверждает один из них.

Поволжская аномалия

Как говорят в «М.Видео-Эльдорадо», наиболее остро ситуация развивается в Самарской, Саратовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Количество дел против торговых сетей у наиболее активных групп по защите прав потребителей может исчисляться сотнями, утверждает представитель розничной сети.

— Особенно актуален вопрос в регионах Поволжья. Видим, что мошеннические схемы отрабатываются организованными группами, — отметили и в пресс-службе МТС. — Часто «потерпевшие», чьи интересы якобы представляют мошенники, даже не в курсе о решении в их пользу. Для противодействия этим схемам мы работаем с правоохранительными органами и рассчитываем на то, что в ближайшее время законодательство в этой сфере и судебные практики учтут эти противоправные действия.

У экспертов рынка география подобных преступлений даже получила название «Поволжская аномалия». Так, по подсчетам, предоставленным редакции одним из собеседников, в 2022–2023 годах порядка 80% выплат по судебным искам о бракованной технике Apple приходилось на три города — Тольятти, Самару и Саратов. Для сравнения, доля Москвы и Санкт-Петербурга в этих подсчетах составляет только по 2%.

Вероятно, такая география мошенничества объясняется тем, что это не самые бедные регионы, где покупка дорогого смартфона — заметное событие с точки зрения продавцов, но и не самые богатые, что провоцирует такой криминал, предположил источник в одной из розничных сетей.

Судебные прецеденты

Приговор группе мошенников, вынесенный 27 апреля в Саратове, — не единственный за последнее время. Так, в феврале 2024 года ГУВД Саратовской области сообщило о завершении расследования еще одного дела о мошенничестве с сознательной порчей техники.

Следователи установили причастность двух обвиняемых к 37 эпизодам преступлений с ущербом ритейлерам на сумму около 5 млн рублей. Сейчас это дело рассматривается по существу в Заводском районном суде Саратова. Как выяснили «Известия», имена и фамилии подсудимых совпадают с практикующими юристами из Саратова, а среди выигранных ими дел были и касающиеся защиты прав потребителей.

Издание ознакомилось с одним из таких решений. Согласно ему, АО «МегаФон Ритейл» выплатило истцу 134 тыс. рублей за якобы неисправный iPhone 8 Plus, приобретенный за 60 тыс.

Похожее уголовное дело в отношении четырех фигурантов также рассматривается Ленинским районным судом Саратова.

А в августе 2023 года приговор вынесли еще по одному делу о потребительском экстремизме. В Хакасии семеро участников «банды юристов», как их называли в местных СМИ, получили от одного года восьми месяцев до пяти лет восьми месяцев колонии. Интерес к процессу подогревался еще и тем, что организатором мошенничества следствие считало Евгения Антоненко, известного в регионе юриста, который в свое время даже избирался в горсовет Абакана. В итоге он и получил самый большой срок.

Фигурантам дела предъявили обвинения в мошенничестве в особо крупном размере с ущербом более 2 млн рублей. В среднем телефоны, которые они приобретали, стоили не более 60 тыс. рублей, а после удовлетворения исковых требований продавцы техники платили злоумышленникам более 200 тыс. рублей.

Как решать проблему

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, поменять ситуацию, снизить заинтересованность юристов-мошенников в применении подобных схем, могут только изменения законов и расследования противоправной деятельности в рамках уголовных дел.

— В частности, необходимо изменить закон «О защите прав потребителей» скорректировав положение о том, что сумма взысканной неустойки не может превышать общую цену товара, а штрафы в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя, должны направляться в федеральный бюджет, как это было до 2012 года, — считает президент АКИТ.

Причина возникновения «потребительского экстремизма» кроется в уязвимости профильного закона, признают и юристы. Речь идет о положениях, регулирующих возмещения и компенсации за производственный брак, рассказал партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

По его мнению, проблемой стоит считать и огромное количество неблагонадежных экспертов. Она вытекает из недостаточной жесткости регулирования данного экспертного сегмента.

— Бороться с данными схемами необходимо комплексно, ритейлеры должны более активно привлекать внимание надзорных органов и законодателей, чтобы выработать положительные для себя прецеденты. Также жестче должна стать и ответственность за выдаваемые заведомо ложные экспертизы, — считает Дмитрий Горбунов.

По его мнению, улучшить ситуацию помогло бы ужесточение требований к проведению экспертиз, таких как лицензирование, саморегулирование данного вида деятельности.

Читайте также
Прямой эфир