Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По результатам I квартала самыми популярными автомобилями в России стали кроссоверы сегмента C, подсчитали аналитики аналитического агентства «Автостат». Кроме того, увеличилась доля кроссоверов более крупных классов — D и E. Можно ли говорить о восстановлении авторынка, выясняли «Известия».

Популярнее «Лады»

За первые три месяца в России было продано 75 080 новых кроссоверов С-сегмента. В сравнении с тем же периодом прошлого года доля таких моделей в общем объеме продаж выросла с 20 до 23%. Лидирует здесь Haval Jolion. Вырос спрос и на более крупные кроссоверы сегментов D и E — они разошлись тиражом 67 921 и 25 458 машин соответственно. Доля класса SUV D выросла до 21% (+4%), доля SUV Е — до 8% (+2%).

Популярность машин класса B, где представлены в основном недорогие и отечественные модели (Lada Granta и Lada Niva), наоборот, снижается. Если в I квартале прошлого года доля субкомпактных легковых моделей составляла 29%, то за три месяца этого года — уже 21%. Кроссоверы B-класса также просели с 20 до 16%.

Lada Granta
Фото: ТАСС/Павел Ворожцов

Аналитики «Автостата» отмечают, что компактные кроссоверы выбились в лидеры благодаря китайским маркам, которые в большинстве своем представлены именно в этом сегменте. Это наблюдение справедливо и для других классов. Так, в сегменте D лидирует Geely Monjaro, в сегменте E — Changan UNI-K. Все перечисленные сегменты могут похвастать разнообразием моделей кроссоверов — более сотни в каждом. При этом легковых моделей сегмента B аналитики насчитали лишь 46, а кроссоверов — 51. Всего на рынке в начале года было представлено 832 модели.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что российский рынок — единственный в мире, где превалирует сегмент SUV. При этом доля кроссоверов и внедорожников растет и в других странах, добавил он в ходе ежегодного форума FinAuto-2024.

Вопрос цены

Доля китайских автомобилей в массовом сегменте достигает 56%. В топ-3 иностранных брендов Haval, Geely и Chery растет популярность марок Changan, Omoda и Jetour.

Рост интереса к среднеразмерным кроссоверам связан с общей трансформацией спроса в нашей стране, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Changan на выставке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Во-первых, значительно уменьшился выбор седанов и хетчбэков после ухода из России ряда иностранных автопроизводителей. Кроме того, седаны и универсалы, представленные на рынке сейчас, уже очень близки по цене к кроссоверам. Если рассматривать покупку в кредит, то разница в ежемесячных платежах между этими моделями будет минимальна. Поэтому покупатели всё чаще и обращают внимание на кроссоверы, — отметил Бургазлиев.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отметил, что цены на кроссоверы С-класса лишь незначительно отличаются от кроссоверов B-класса. Поэтому покупатели предпочитают взять автомобиль побольше.

девушка в машине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов пожаловался, что китайские марки предлагают скидки до 900 тыс. рублей, заходя в сегмент «Весты» (1,5–2 млн рублей). Между тем, по данным «Авито Авто», средневзвешенная цена на новый китайский автомобиль в России в I квартале 2024 года выросла на 9,3% и достигла 3,06 млн рублей.

Премиум из Киргизии

Китайские автопроизводители берут не только доступной ценой. Они активно проникают и в премиум-сегмент. Здесь самыми продаваемыми по результатам трех месяцев стали автомобили Exeed, Lixiang и Tank, марка Voyah на четвертом месте. В топ-5 премиума из традиционных для этого сегмента марок вошла только немецкая BMW. Европейский и японский премиум также демонстрируют рост благодаря параллельному импорту, но его доля невелика.

Exeed
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Сейчас на долю «китайцев» приходится 78% премиум-класса, причем заметную роль здесь играют машины, поставляемые неофициально, — уже упомянутый Lixiang, продажи которого выросли за три месяца почти в 200 раз, а также Zeekr, который показал рост в 40,6 раза.

Увеличение числа регистраций этих машин объясним — с 1 апреля в отношении автомобилей, ввозимых в том числе из стран — участниц ЕАЭС, начали действовать новые правила таможенного оформления. Прежде всего это новая формула расчета утилизационного сбора, из-за чего машины, ввезенные по серым схемам, значительно подорожают. Поэтому Киргизия в январе–марте стала второй после Китая страной, откуда в Россию поступали новые автомобили, на ее долю пришлось 24,6% импорта.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Что касается роста числа машин, ввезенных из Киргизии, то это, очевидно, связано с изменением таможенных правил с 1 апреля и желанием импортеров ввезти максимум машин до этой даты. Полагаю, что данные I квартала — это максимум. В дальнейшем доля машин, ввезенных из Киргизии и других стран ЕАЭС, будет снижаться, — считает Сергей Бургазлиев.

— Можно ожидать, что сократится количество ввозимых через Киргизию автомобилей. Однако это не приведет к сужению ассортимента на рынке, — считает заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Алексей Стариков.

Тратят миллиарды

Россияне стали больше тратить на автомобили. Согласно данным «Автостата», в I квартале финансовая емкость российского авторынка составила 1,1 трлн рублей. По результатам марта был зафиксирован исторический рекорд расходов на покупку автомобилей — 496,2 млрд рублей. Прежний рекордный показатель был зафиксирован в декабре 2023 года (384,7 млрд рублей).

Автомобилей из КНР в марте было реализовано на сумму 308,5 млрд рублей. Для сравнения, на приобретение отечественных машин россияне потратили только 57,5 млрд рублей.

девушка фотографирует машину
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Изменилась ситуация с автокредитами, отмечают в «Автостате». В марте доля купленных в кредит новых автомобилей вышла уже на показатель в 63,3%. По итогам I квартала она чуть меньше — 62,7%. В количественном отношении выдача кредитов по отношению к I кварталу 2023 года выросла на 92%.

— Казалось бы, автомобили не должны продаваться в кредит при таких заградительных ставках, но люди предпочитают совершать «эмоционально опережающие» покупки сейчас. И в помощь им идут дистрибьюторские скидки, субсидированные кредиты, — отметил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Аналитики уже улучшили прогноз по продажам новых автомобилей в этом году. По базовому сценарию он может достигнуть не 1,25 млн, как считалось ранее, а 1,5 млн штук.

Читайте также
Прямой эфир