ПротивовЕС: Украина борется с Израилем за внимание Европы
В Брюсселе начался двухдневный саммит ЕС, на котором европейские лидеры обсуждают Украину и Ближний Восток. Причем Киеву, который испытывает дефицит систем ПВО, приходится бороться за сохранение фокуса на себе. Украинским планам мешает новый виток эскалации между Израилем и Ираном, и это направление, по мнению экспертов, становится более приоритетным для Евросоюза. Тем временем в США зарегистрировали отдельный законопроект о выделении финансирования Украине, и Джо Байден готов подписать этот документ отдельно от проектов помощи Израилю и Тайваню. Как ЕС пытается решить комплекс проблем, связанных с конфликтами на Ближнем Востоке и Украине, — в материале «Известий».
Украинский вопрос
В Брюсселе стартовал двухдневный саммит Евросоюза, в центре внимания которого — поддержка Украины. Накануне мероприятия глава Евросовета Шарль Мишель призвал активизировать поставки военной помощи Украине, особенно средств противовоздушной обороны.
Об этом же по прибытии в бельгийскую столицу говорил и канцлер Германии Олаф Шольц — он призвал страны ЕС в оперативном режиме провести ревизию своих оборонительных запасов с целью изыскать возможности поставить Киеву больше средств ПВО. Кроме того, он подчеркнул, что Берлин направил Украине две системы Patriot и готовится поставить еще одну.
— Мы хотим побудить других сделать то же самое, еще раз проверить, какие возможности существуют для того, чтобы повысить оборонительные способности Украины, — сказал он.
Тем не менее в Евросоюзе ранее признавали, что создать на Украине систему ПВО, аналогичную израильскому «Железному куполу», вряд ли получится. «Даже если бы у нас были ресурсы [на это], это невозможно сделать в короткий срок», — говорил ранее глава евродипломатии Жозеп Боррель.
При этом единства в вопросах поставок Украине нет. В частности, представители Словакии перед саммитом указали на то, что решение о помощи Киеву должно приниматься на двусторонней основе.
— Для Словакии самое важное — гарантировать, что военная помощь Украине — дело двусторонних отношений [отдельных стран ЕС с Киевом], — заявил словацкий премьер-министр Роберт Фицо.
Более того, даже страны, которые принято считать самыми преданными партнерами Киева, также не спешат помогать. По данным Financial Times, Украина ведет переговоры с Польшей, Румынией и Испанией о передаче комплексов Patriot, однако те отвечают отказом.
Помимо саммита ЕС, вопрос оказания поддержки Украине будет обсуждаться на встрече глав МИД G7 18 апреля. США также активизировали попытки оказать помощь Украине. 17 апреля палата представителей США опубликовала законопроект о помощи Украине отдельно от аналогичных законопроектов по Израилю и союзников из Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно документу, президент США должен договориться с Киевом о возмещении с его стороны предоставленной экономической помощи. Вместе с тем президент США имеет право списать до 50% задолженности Украины за предоставленную ей экономическую помощь, но не ранее 15 ноября 2024 года, следует из законопроекта. В США уже заявили, что президент Джо Байден в случае принятия соответствующих законопроектов подпишет их по отдельности.
В бюджете ЕС до 2027 года уже предусмотрено выделение более €64 млрд финансирования Украине. Однако после этого срока Брюссель может пересмотреть условия, сказала «Известиям» профессор СПбГУ Наталья Еремина.
— Чем быстрее будет ослабевать Украина, тем меньше будет ставок на нее, меньше будет желание поддерживать Киев после 2027 года, когда завершится «многолетний финансовый план», — пояснила она.
Уже сейчас внимание Евросоюза переключается с Украины на другие важные для объединения вопросы. Так, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке внимание ЕС смещается в сторону Израиля, на что уже жаловался президент Украины Владимир Зеленский.
Ближний Восток в центре внимания ЕС
Двухдневный саммит станет последней встречей европейских лидеров до выборов в Европарламент, намеченных на начало июня. Прогнозируется, что по итогам голосования заметно усилят свое влияние партии евроскептиков и правых популистов, что беспокоит руководителей Евросоюза. На этом фоне глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая с программной речью на конференции по обороне и безопасности, призвала Европу готовиться к войне.
— Вероятно, сейчас и нет непосредственной угрозы войны, но нельзя сказать, что она невозможна. Мы должны быть готовы к такому, — сказала она.
Вместе с тем Урсула фон дер Ляйен назвала уроком для ЕС удар Ирана по Израилю.
— Это показывает важность долгосрочных инвестиций и усилий по созданию обороны, — заявила глава ЕК.
Атака Ирана по Израилю и его международные последствия сделали обсуждение ближневосточного кризиса безусловным приоритетом в ЕС, отодвинув на второй план украинский конфликт. Несмотря на то что Иран просигнализировал о готовности не быть инициатором дальнейшей конфронтации, США и их союзники считают введение упреждающих санкций против Тегерана главным инструментом предотвращения дальнейшей эскалации в регионе.
Так, Бельгия намерена призвать лидеров Евросоюза на саммите ввести новые санкции против Ирана, заявил премьер страны Александер Де Кроо. 16 апреля Жозеп Боррель уже заявил, что передаст в работу запрос о расширении санкций против Ирана, включая рестрикции в сфере сотрудничества России и Ирана в области беспилотников. Об этом же еще ранее заявляла глава фон дер Ляйен.
Вместе с тем западные страны заявляют, что ищут способы смягчить конфронтацию на Ближнем Востоке, не дав ей перерасти в большую войну. Так, министр иностранных дел Италии Антонио Таяни сообщил, что разговаривал со своим израильским коллегой Исраэлем Кацем 16 апреля и призвал Израиль не только к деэскалации ситуации, но и предотвращению запланированного наступления на город Рафах на юге сектора Газа.
По мнению экспертов, Ближний Восток играет значимую роль для ЕС. Именно поэтому обсуждение проблематики, связанной с ним, становится приоритетом во время саммита.
— События на Ближнем Востоке серьезно нарушают логистические цепочки, а с учетом того, что ЕС сам исключил Россию и Белоруссию из глобальных торговых цепочек, это наносит прямой ущерб всем транснациональным компаниям, расположенным на территории Европейского союза, которые оказывают логистические транспортные услуги. Крупнейшие компании из топ-10 находятся именно в странах — членах ЕС, они терпят ущерб, убытки, — отметила Наталья Еремина.
Кроме того, эксперты отмечают, что ухудшение ситуации на Ближнем Востоке неизбежно повлечет за собой новые волны иммиграции.
— В ЕС очень большой приток нелегальных мигрантов. Подобная ситуация была в 2015 году, когда обострилась ситуация в Сирии. Только благодаря Турции, которая согласилась принять беженцев, они не заполонили Европу, — сказал «Известиям» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Что еще будут обсуждать на саммите ЕС
Второй день саммита, как планируется, будет полностью посвящен экономической проблематике. Главным вопросом встречи объявлена конкурентоспособность ЕС — внутренний рынок, финансирование, промышленная политика, исследования и инновации.
— Наша предстоящая встреча будет сосредоточена на повышении нашей конкурентоспособности. Новое соглашение о конкурентоспособности и новый взгляд на ситуацию уже давно назрели. Этот решительный и срочный ответ имеет первостепенное значение для обеспечения нашего процветания и глобального лидерства, — отметил Шарль Мишель.
Он предложил «поставить оперативные задачи по ключевым секторам». Самым важным из них Шарль Мишель считает единый рынок, чей потенциал должен быть полностью использован. Он также указал, что инвестиции в стратегические отрасли играют жизненно важную роль в повышении конкурентоспособности, и «в этом контексте крайне важно сочетание частного и государственного финансирования».
Вместе с тем, по мнению экспертов, обсуждение направлено преимущественно на то, чтобы выпустить пар, поскольку планируется обсуждать, а не заключать соглашения, что требует более длительного времени. К слову, в начале июня состоятся выборы в Европарламент и будут выбирать новый состав Еврокомиссии. «Нынешний состав хотел бы остаться, хотя им все недовольны. В этой связи они разрабатывают разные проекты, рассчитанные на три-четыре года, чтобы во время выборов сказать о необходимости реализации разработанных ими проектов», — заключил Владимир Оленченко.