Долевой порог: ритейлеры просят ужесточить условия ввоза иностранных товаров
Федеральные ритейлеры просят сократить норматив беспошлинной торговли — порог в €1 тыс. должны пересмотреть к 1 апреля. В обращении Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в правительство говорится, что внутренний рынок уже насыщен иностранными товарами и стимулировать зарубежных производителей не надо. Мнения министерств разделились: Минфин и Минэкономразвития выступают за снижение порога до €200, Минпромторг, ФАС и Минцифры считают, что если снижение и должно быть, то постепенным — например, до €500.
Жесткий норматив
В марте 2022 года в России временно повысили порог беспошлинного ввоза товаров, купленных в зарубежных онлайн-магазинах, в пять раз — до €1 тыс. Власти это сделали для того, чтобы избежать дефицита товаров первой необходимости в период санкций.
В АКОРТ полагают, что эта цель уже достигнута. Поэтому ассоциация обратилась к вице-премьеру Алексею Оверчуку с тем, чтобы власти далее не поддерживали порог на таком высоком уровне.
«Просим поддержать просьбу АКОРТ о возвращении действия беспошлинного ввоза товаров для физлиц в €200 с 1 апреля 2024 года», — говорится в письме организации, с которым ознакомились «Известия».
В документе отмечается, что с 2022 года ситуация серьезно изменилась: российские предприятия адаптировались к введенным санкциям, заработал механизм параллельного импорта, налажены поставки по разным транспортным коридорам. А отечественные производители товаров народного потребления нашли новых поставщиков сырья, материалов и оборудования.
Теперь же получится, что «продление действия повышенного порога фактически простимулирует зарубежных производителей», считают в АКОРТ. Иностранные компании в рамках трансграничной торговли поставляют в РФ свою продукцию без уплаты таможенных платежей, без затрат на подтверждение качества и безопасности товаров, без обязательств по их сервисному и послепродажному обслуживанию. Это «негативно сказывается на конкуренции на потребительском рынке и создает риск расширения нелегального оборота товаров», уверены в организации.
АКОРТ также напоминает о том, что у РФ налажены связи с Белоруссией. Так, поставки бытовой техники и электроники, одежды, обуви и детских товаров, произведенных в этой стране, растут. Четыре торговые сети из ассоциации закупили в 2023 году таких товаров на 37 млрд рублей, эта сумма будет увеличиваться, полагают в организации.
«Известия» направили запросы в правительство, а также министерствам, которые участвуют в этой дискуссии: Минфину, Минэкономразвития, ФАС, Минпромторгу и Минцифры.
Повышенный порог беспошлинной торговли показал свою эффективность, поддержав потребителей и сохранив на рынке привычный ассортимент товаров, ранее уточняли редакции в Минэкономразвития.
Поддержка граждан
Источник в Совете Федерации, на базе которого также обсуждают проблему порога беспошлинного ввоза, рассказал «Известиям», что Минфин и Минэкономразвития выступают за снижение норматива до €200. Основной аргумент этих ведомств — пополнение бюджета дополнительными средствами. Тогда как ФАС, Минпромторг, Минцифры выступают за сохранение порога в €1 тыс. или его постепенное снижение до €500, уточнил он.
Основные поставки продукции идут из Китая, напомнил собеседник «Известий». Хотя трансграничная торговля в общем объеме российской торговли занимает лишь 0,6% по итогам 2023 года — это около 350–400 млрд рублей.
В условиях санкций норма беспошлинного ввоза в €1 тыс. оказывает существенную поддержку миллионам граждан, позволяет не допустить дефицита товаров, сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Тогда как взимание пошлины с продукции для личных нужд может привести к тому, что количество таких покупок сократится, а значит, снизится и доход «Почты России», полагает он.
Тем более объемы трансграничной онлайн-торговли снижаются из года в год, добавили в «Почте России». На них сказались пандемия, а также введенные в 2022–2023 годах ограничения на работу платежных систем. Эти факторы привели к росту цен на товары повседневного спроса и потерям выручки участников рынка электронной торговли — маркетплейсов, перевозчиков, «Почты России», уточнили в компании.
В Ozon сказали «Известиям», что поддержание беспошлинного порога на уровне €1 тыс. в последние несколько лет «помогло обеспечить спрос россиян с невысоким уровнем дохода на недорогие и востребованные товары из-за рубежа, например, электронику, инструменты или автотовары». Отмена этого порога может отразиться на потребителях: люди начнут отказываться от покупки, если с учетом пошлины стоимость товара окажется выше, чем они могут себе позволить, считают в компании.
В Wildberries заявили, что компания выступает за сохранение порога беспошлинной торговли на прежнем уровне.