Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о вдохновляющем примере ветеранов ВОВ
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дисконт стоимости российской нефти к эталону Brent в последние недели снизился практически до нуля, еще не так давно превышая $30 за баррель. Об этом свидетельствуют данные инвестиционного банка Goldman Sachs. При этом скидка на покупку самой популярной российской марки Urals по-прежнему остается высокой — около $17. С оговоркой, что речь идет о российских портах. В то же время в портах Индии Urals стоит на $3 меньше, что более или менее соответствует разнице между Brent и Urals до начала СВО. Как российской нефти удалось отыграть разницу до минимума и почему в Индии дисконт сократился до нормальных уровней, тогда как в России он по-прежнему является высоким — в материале «Известий».

Вышли в ноль

Согласно подсчетам аналитиков Goldman Sachs, ссылающихся на данные таможни, разница между стоимостью нефти из России и Brent упала до нуля еще в конце прошлого года. Огромный разрыв, существовавший в первой половине 2022 года, был преодолен за счет стран, не входящих в G7.

Первоначально разница, доходящая до $30, сложилась из-за неопределенности и политических рисков, связанных с транспортировкой нефти из России, львиную долю которой осуществляли иностранные компании. После того как были найдены и отлажены новые цепочки поставок, дисконт стал быстро падать. В декабре 2022 года, однако, странами G7 был введен потолок цен на нефть ($60 за баррель), который вновь увеличил дельту. Но постепенно, по мере переориентации экспорта и замены перевозчиков, разрыв снова начал сокращаться и теперь составляет ничтожную цифру.

Танкер
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

При этом можно увидеть самые разные данные по ценам на нефть из РФ. В частности, в российских портах дисконт составляет $16–18 при том, что сами цены достигают $65 за баррель, что лишь немногим выше потолка цен, установленных G7. Средняя цена на марку Urals, по данным Минфина (от этой отметки измеряется экспортная пошлина и планируемые доходы бюджета), в феврале была равна $69 за баррель. На какие цифры лучше ориентироваться для понимания стоимости нефти?

Среднее по больнице

В первую очередь надо отметить, что Россия поставляет нефть как морским путем, так и по трубопроводам. После европейских санкций значение второго способа снизилось: почти весь экспорт на восток ведется по небольшому количеству трубопроводов (ВСТО, а также Атасу-Алашанькоу в Казахстане). Из морского экспорта на самую популярную марку российской нефти — Urals — приходится чуть более половины. Остальное — альтернативные марки: ESPO, Siberian Light, Sokol и другие. Около 30% морского экспорта продается по ценам ниже потолка G7 (по статистике, собранной Platts), 70% — выше.

Цена Urals в российских портах высчитывается агентством Argus. Традиционно оно являлась главным источником данных по стоимости нефти из РФ, но события 2022–2023 годов привели к значительным искажениям, из-за чего говорить о полной репрезентативности показателя сейчас можно с трудом.

Нефть
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Platts, подразделение S&P, с начала 2023 года ведет свои подсчеты, ориентируясь на цены в Индии, ставшей ключевым пунктом назначения для российских жидких углеводородов в последние пару лет. Данные Platts показывают, что в Индии разница между Urals и Brent быстро сократилась до минимума. Во многом именно из-за роста цен в Индии общий дисконт между всеми сортами нефти из РФ c одной стороны и Brent c другой был нивелирован. Почему мы видим практически равенство котировок в Индии и настолько большую разницу в России, и не опасен ли этот разрыв, учитывая возможные сокращения закупок индийцами?

Президент института энергетики и финансов Марсель Салихов объяснил, что ценовые котировки отличаются в зависимости от базиса поставки, то есть пункта, в котором право собственности переходит от продавца к покупателю. Цены на нефть могут определяться на условиях FOB, то есть в российских портах, или на условиях CIF, то есть в портах покупателя. Эти различия в базисах поставки сильно влияют на уровень цен.

— В настоящее время разница между ценами, к примеру Date Brent к Urals, складывается из нескольких компонентов: различия в стоимости и расстоянии транспортировки (фрахта) между базисами, разницы в стоимости страхования, различия в качестве нефти и санкционных рисков. По информации российского Центра ценовых индексов (ЦЦИ), разница показателей FOB Приморск и FOB Новороссийск с ценами Dated Brent в начале марта составляла $16–18 за баррель. Стоимость фрахта Балтика – Западная Индия в настоящее время — в $11–12 за баррель, — привел данные эксперт.

Нефть
Фото: REUTERS/ Danish Siddiqui

Он добавил, что небольшой дисконт сохраняется в текущий момент и в Индии.

— К примеру, разница между котировками Platts для Dated Brent и Urals в начале марта составляла $4–5 за баррель. Можно считать, что это оценка той компоненты, которая связана с санкционными рисками ($3–4) и различиями в качестве ($1–2), — рассказал Салихов.

Индия остается на рынке

Как отметил аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко, в одном из последних интервью секретарь индийского Минэнерго заявил, что Индия продолжает покупать российскую нефть, а процент потребления российского сырья остается на прежнем, прошлогоднем, уровне.

— Объем индийского импорта составляет от 1 млн до 1,4 млн баррелей в день, соответственно, это почти 30% от индийского рынка. Bloomberg при этом продолжает пугать и сообщает, что индийские компании Bharat Petroleum Corp. и Hindustan Petroleum Corp. решили воздержаться от принятия твердых обязательств по приему контрактной российской нефти. Вместе с тем мы не считаем, что Индия собирается отказываться от российского сырья, однако нарастание санкционного давления со стороны недружественных стран, в свою очередь, усиливает и переговорную позицию Индии для получения дополнительных скидок, — комментирует эксперт.

Нефть
Фото: ТАСС/Zuma

Он также заметил, что снижение дисконтов на российские сорта нефти может объясняться условиями поставки энергоносителей. Индия, по словам Дудченко, покупает на условиях поставки в порт назначения (DES).

В то же время официальный дисконт для целей налогообложения в России будет снижаться. В текущем году действуют поправки в налоговый кодекс относительно методики определения цены Urals, в результате чего разница снизится с $20 за баррель до $15. По словам аналитика, это может вынудить поставщиков попытаться договориться о сокращении дисконтов с ключевыми импортерами углеводородов, что, в свою очередь, может положительно сказаться на дисконте на российскую нефть.

— Также мы видим, что OПЕК+ готова идти по пути дальнейшего сокращения добычи и экспорта, что, например, при прогнозируемом замедлении роста добычи в США в текущем году, может тоже создать благоприятные условия для снижения дисконта. Между тем ситуация продолжает оставаться сложной из-за усиления контроля и возможности попадания покупателей под вторичные санкции, — отметил Николай Дудченко.

В свою очередь, Марсель Салихов заметил, что в последние месяцы действительно дисконт Urals к Brent увеличился по сравнению к концом 2023 года.

— Скорее всего, это связано с более активным использованием вторичных санкций западных стран по отношению к компаниям, которые связаны с операциями с российской нефтью. Это привело к тому, что стоимость фрахта и санкционная премия выросли. По мере того как рынок адаптируется к новым условиям, можно рассчитывать на некоторое снижение спреда Brent к Urals. Мы ожидаем, что он снизится до $14–15 к концу 2024 года, — заключил собеседник.

Прямой эфир