Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ХАМАС поприветствовало решение суда о прекращении Израилем операции в Рафахе
Мир
Совет Евросоюза согласовал обновленный Шенгенский кодекс
Мир
Bloomberg сообщило о планах ВСУ провести контрнаступление в Харьковской области
Мир
СМИ узнали о плане G7 сохранить заморозку активов РФ по итогам встречи в Италии
Мир
Захарова назвала очередным придуманным США обманом «саммит мира» в Швейцарии
Политика
В ГД предупредили о последствиях после принятия ГА ООН резолюции по Сребренице
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах военнослужащих РФ на СВО
Политика
Парламент Чечни поддержал назначение Даудова премьер-министром республики
Спорт
Ирландский боксер Шон Тернер победил российского бойца Вячеслава Дацика
Мир
Столтенберг призвал снять ограничения на удары западным оружием по объектам в РФ
Мир
Генштаб ВСУ заявил о потере позиций на покровском направлении
Мир
Минюст начнет публиковать адреса сайтов иноагентов
Мир
Зеленский сообщил о получении «столь необходимых» дальнобойных ракет
Мир
В конгрессе США призвали прекратить выделять деньги Киеву
Общество
Рогов опроверг информацию об открытии шлюзов на плотине ДнепроГЭС
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Харькове
Спорт
РФС объявил о старте нового сезона Российской премьер-лиги 20 июля

Экономика плана: сколько потребуется на реализацию поручений президента

И из каких источников будут профинансированы новые меры
0
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Порядка 4,5 трлн рублей допрасходов бюджета понадобится на выполнение поручений Владимира Путина, о которых он заявил в послании Федеральному собранию 29 февраля. Причем это расчеты только по суммам, которые назвал глава государства. Еще около 3 трлн рублей понадобится для продления программы маткапитала после 2026 года, следует из оценки на основании комментария СМИ вице-премьера Татьяны Голиковой. Таким образом, Минфину придется дополнительно изыскать не менее 7,5 трлн. Но, безусловно, потребуется значительно большая сумма, поскольку расходы потребуются на изменение системы оплаты бюджетников, продление семейной ипотеки, масштабные инфраструктурные проекты. Эксперты считают, что подобные траты бюджет вполне способен потянуть, в том числе за счет развития экономики и изменения налоговой системы, а проекты по строительству инфраструктуры можно финансировать из средств ФНБ и других фондов.

Предварительный расчет

В этом году послание президента Федеральному собранию поставило рекорд не только по времени, но и по количеству поручений, в том числе и тех, которые потребуют дополнительных расходов на период до 2030 года. Глава государства сам назвал немало сумм, которые планируется выделить на реализацию инициатив. На их основании «Известия» подсчитали, что только по этим статьям необходимо будет дополнительно изыскать порядка 4,5 трлн рублей.

Самые высокие расходы из уже известных запланированы на нацпроект «Экономика данных» (700 млрд рублей), на списание долгов по бюджетным кредитам регионам (600 млрд), капремонт детских садов и школ (более 400 млрд рублей), строительство студенческих городков (400 млрд) и благоустройство общественных пространств (360 млрд).

Еще одну оценку можно сделать из комментария Татьяны Голиковой относительно продления программы маткапитала до 2030 года. Предполагалось, что она будет действовать до 2026-го. По словам вице-премьера, в год на маткапитал расходуется приблизительно 570 млрд рублей. И это без учета ежегодной индексации. То есть на продление программы на четыре года с 2026-го по 2030-й потребуется примерно 3 трлн.

Таким образом, даже по самой минимальной оценке на основании представленных в четверг данных в бюджете для выполнения поручений президента дополнительно придется изыскать 7,5 трлн рублей до 2030 года. Но, безусловно, с учетом всех инициатив эта сумма может увеличиться значительно.

«Известия» направили запрос в Минфин с просьбой привести оценку по всем поручениям и источникам финансирования.

Региональный разрез

Одна из инициатив касалась поддержки регионального развития, прежде всего за счет снижения долговой нагрузки субъектов РФ.

— Считаю необходимым списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. По оценке, это позволит им сохранить порядка 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год, — заявил в послании Владимир Путин.

Простое сложение показывает, что региональные власти могут получить в свое распоряжение в общей сложности 600 млрд рублей. При этом бюджет недополучит эти средства в виде дохода.

Зато, как пояснил президент, таким образом государство поддержит субъекты, у которых есть потенциал для развития, но нужно помочь его раскрыть, запустить проекты реального сектора экономики, инфраструктуры, которые станут драйверами в этих территориях. Кроме того, региональные власти получат большую свободу в расходовании средств. Например, если от реализации проекта остаются деньги, то их не обязательно возвращать, а можно инвестировать в развитие этого проекта.

И, по оценке старшего директора — руководителя группы региональных рейтингов АКРА Елены Анисимовой, регионы могут сохранить порядка 0,7 трлн рублей. Но эксперт предположила, что в этом случае будет действовать механизм как в инфраструктурных бюджетных кредитах, когда средства используются целевым образом для инвестирования в развитие экономики.

Как полагает младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский, списание большей части долга не только высвободит средства для инвестирования в развитие, но и для некоторых регионов в дальнейшем позволит избежать достаточно дорогих в обслуживании заимствований на рынке.

— По состоянию на 1 февраля 2024 года в структуре регионального долга бюджетные кредиты занимают более 78%, поэтому списание двух третей бюджетного долга будет способствовать существенному снижению долга и нагрузки на региональные бюджеты. У 31 субъекта РФ региональный долг полностью состоит из бюджетных кредитов, — напомнил эксперт.

Вообще, значительная часть поручений президента касалась именно поддержки субъектов. Это и средства (75 млрд рублей), которые планируется выделить регионам с низким коэффициентом рождаемости, и сотни миллиардов на ремонт школ, детских садов, общежитий и благоустройство.

Источники и составные части

Даже самые минимальные расчеты (без учета масштабных инфраструктурных проектов, продления семейной ипотеки и прочего) показывают, что Минфину придется изыскать триллионы дополнительных средств для реализации поручений. За счет чего он может это сделать?

Частично ответ на этот вопрос уже был заложен в послании Федеральному собранию в блоке высказываний про налоговую систему. Как отметил президент, «она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов Федерации; учитывать уровень доходов граждан и компаний».

В связи с этим глава государства поручил продумать подходы к модернизации фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого выше личные и корпоративные доходы. При этом нагрузку на семьи нужно снижать, в том числе и за счет повышения налоговых вычетов. То же самое в отношении бизнеса, который вкладывает средства в развитие, реализацию инфраструктурных и социальных проектов. Кстати, именно расширение участия бизнеса в финансировании научных исследований, модернизации ЖКХ, о которых говорил президент, тоже может стать источником покрытия дополнительных расходов.

Отдельно Владимир Путин упомянул о необходимости закрыть всяческие лазейки, которые используются некоторыми компаниями для ухода от налогов или занижения платежей. В этом смысле он предложил налоговую амнистию для предпринимателей, которые дробят бизнес, чтобы остаться в упрощенной системе.

Глава Минфина Антон Силуанов после завершения послания заявил журналистам, что решение для успешной реализации всех объявленных инициатив будет найдено. В частности, он сообщил, что ведомство уже готовит предложение по переходу на справедливое налогообложение. Но не уточнил, каким образом могут быть реализованы перемены. В том числе по поводу того, получит ли развитие полноценная прогрессивная шкала НДФЛ за счет повышения ставки для состоятельных людей.

Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что бюджет, учитывая сырьевые богатства страны, найдет средства на реализацию поручений. Правда, эксперт прогнозирует и повышение налогов. Но, как он полагает, прежде всего для сырьевых предприятий.

— С точки зрения населения особых повышений не ожидаю. Если только на высокодоходных граждан, — сказал Георгий Остапкович.

И директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской Академии Владимир Климанов тоже допускает, что для крупнейших налогоплательщиков ставки могут быть повышены.

Источником финансирования допрасходов должна быть растущая сильная экономика, уверен президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. Он подчеркнул: не нужно забывать и о ФНБ, который можно использовать для инвестиций в инфраструктурные проекты, и о других фондах. Что касается налогообложения, то эксперт сомневается, что в нынешних экономических условиях повышение возможно.

— Источники дополнительного финансирования на заявленные цели можно искать в разных нишах экономики, но прежде всего в стимулировании за счет налогов наиболее прибыльных отраслей и направлений, в работе над усилением МСП, — подчеркнул Геннадий Фофанов.

А справедливая налоговая система, на его взгляд, будет в большей степени выражаться в совершенствовании законодательства таким образом, чтобы компании не могли занижать налоговую базу.

Прямой эфир