Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
В России с 1 июня часть граждан получат двойную пенсию
Происшествия
Сухогруз врезался в железнодорожный мост в Ростове-на-Дону
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 26 мая
Мир
СМИ заявили о превосходстве РФ над странами Запада в производстве снарядов
Армия
ВС России освободили населенный пункт Берестовое в Харьковской области
Происшествия
Актера из «Бандитского Петербурга» Жилкина задержали около отделения полиции
Спорт
В Подмосковье прошли соревнования Кубка Kramar Motorsport по автокроссу
Мир
Болгария предложила разместить у себя штабы сил НАТО
Происшествия
ВСУ атаковали дронами-камикадзе село Муром в Белгородской области
Мир
Россия и Узбекистан обсуждают строительство АЭС
Мир
ВС США впервые за несколько лет не приняли участия в Дне независимости Грузии
Мир
Премьер Грузии обвинил президента в измене родине
Мир
Торнадо прошел по северо-восточному Техасу в ночь на 26 мая
Мир
В КНДР пообещали принять военные меры в ответ на провокации США и Южной Кореи
Происшествия
В Севастополе шесть детей отравились хлоркой в бассейне курортного комплекса
Мир
В МИД РФ назвали невозможным прекращение действия Арктической конвенции ООН
Мир
Лавров назвал отражением безысходности разговоры в США об ударах по целям в России

Выручка выручает

Экономист Александр Бабаков — об эффективности обязательной продажи валютных доходов экспортеров
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По мере того как приближается завершение действия полугодовой меры по обязательной продаже валютной выручки, в финансовом блоке активизируются дискуссии о необходимости ее продления. Первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что правительство поддерживает эту идею. Центробанк же сейчас высказывает прямо противоположную позицию, заявляя, что на сегодня не видит весомых оснований для продления обязательной продажи валютной выручки.

Напомню, что меру ввели в октябре на фоне сильнейшего падения курса рубля, вызванного пассивной позицией Центробанка. Регулятор таким образом, по оценке некоторых экспертов, искусственно формировал обоснования, чтобы повысить ключевую ставку, что и произошло.

По мнению правительства, обязанность продавать валютную выручку с одновременным ужесточением контроля за ее реальной величиной стабилизировали курс рубля и обеспечили достаточный уровень валютной ликвидности. Под действенный контроль поставили деятельность внешнеторговых посредников, с помощью которых отдельные недобросовестные компании скрывали значительную часть валюты, выводя ее в офшоры.

Конкретные экономические результаты выразились в укреплении валютного курса рубля на 10%. Это позволило гарантировать необходимые физические объемы импорта, вернув его на уровень 2021 года ($305 млрд). Одновременно появилась возможность закупать по параллельному импорту номенклатуру критически важной высокотехнологичной продукции и комплектующих в интересах государства с дальнейшем их воспроизводством отечественной промышленностью.

В правительстве возник консенсус по поводу того, что внешнеторговые операции — это не «свободные» и никем не регулируемые потоки, а инструменты экономического развития и управления. То есть это не частные интересы и частное экономическое поведение, которому предоставлена полная и бесконтрольная свобода. Это разумный симбиоз и компромисс между интересами социума, граждан и бизнеса.

Нельзя забывать, что экспорт выполняет функцию фондирования импорта. Если же валютная выручка не возвращается в страну, а оседает на зарубежных счетах, то может начаться процесс девальвации национальной валюты. Следовательно, подорожают ввозимые в страну товары. Потребительский импорт сразу же ускорит инфляцию, а инвестиционный — снизит объем вложений в реальный сектор экономики.

Наша позиция всегда была проста: обязательная продажа валютной выручки должна быть постоянно действующей, важнейшей составляющей нормального валютного контроля. Так должно быть всегда, по умолчанию.

А вот основания должны существовать как раз для обратного действия — разрешения правительства на оставление каких-то валютных сумм за рубежом, под конкретные проектно-инвестиционные цели.

Отсутствие этой нормы означает постоянный, бесконечный и, по сути, бесконтрольный, вывод капитала за рубеж. При настежь открытых валютных границах у нас никогда не будет стабильной, предсказуемой, инвестиционной, резервной валюты, никогда не будет суверенного средства сбережений и накоплений. То есть мы всегда будем чьей-то финансовой полуколонией.

Нам могут рассказывать про «излишние ограничения и затраты для бизнеса», но любой участник валютных торгов знает, что не менее 80% оборота — это сугубо спекулятивные валютные сделки. Не имеем ничего против таких сделок как таковых. Но критично важные макроэкономические условия и параметры — а курс национальной валюты выступает именно таковым — не должны определяться спекулятивными интересами частных лиц.

По нашему мнению, если открытые валютные границы добавить к жесткой денежно-кредитной политике и высокой ставке — это может привести к новому (кто знает, насколько резкому) ослаблению рубля.

При этом Центробанку стоило бы заняться прикладным, но очень чувствительным для всех экспортеров моментом — ограничением размера комиссии коммерческих финансовых организаций на обязательную продажу валютной выручки. Сейчас она «скачет» на рынке в пределах от 4 до 10%, поэтому было разумно ограничить ее размером в 2–3%.

Автор — кандидат экономических наук, заместитель председателя Госдумы

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир