В поисках себя: как пройдет урок «Разговоры о важном» 4 марта
Фундамент будущего взаимодействия с социумом у человека закладывается еще в раннем детстве, когда он познает мир, учится общаться с другими людьми и принимать свои первые решения. Тема самоопределения станет ключевой в понедельник, 4 марта, на уроке «Разговоры о важном». Программа занятия преимущественно направлена на подростковую аудиторию, которой предстоит в скором времени сделать профессиональный выбор. Подробнее о том, как школа помогает детям найти свой путь и что советуют эксперты — в материале «Известий».
«Разговоры о важном» 4 марта: тема, суть урока
В педагогической науке понятие самоопределения является центральным механизмом, который оказывает влияние на развитие личности. Согласно статистике Минпросвещения и Фонда Гуманитарных проектов, 16-23% школьников не имеют представления о своем будущем, еще 33% выбрали профессию, но у них есть вопросы и сомнения. Участниками исследования стали обучающиеся 6-11 классов, проживающие в разных населенных пунктах страны. Урок «Разговоры о важном», посвященный поиску своего места, призван помочь детям преодолеть страхи и определиться с направлением. Педагог раскроет смысл понятия «цель жизни», а также даст начальное представление о самореализации.
Школа является вторым после семьи проводником ребенка в мир социума, заявил эксперт в психологии и учредитель Школы своих ошибок Сергей Даценко.
— Школа может как задать правильный вектор развития, так и навсегда сбить со своего пути. Всё напрямую зависит от квалификации персонала, чуткости и понимания специфики развития детей, их типов темпераментов, возможности усилить их и без того сильные стороны и подтянуть слабые. За основным состоянием ребенка следит классный руководитель. Именно он выявляет первые изменения в поведении ребенка, — поясняет психолог.
По словам эксперта, помимо работников образовательного учреждения большую роль в формировании личности играют и сверстники. Дружба и вражда, первая любовь и предательство, борьба за статус или выживание — это дети тестируют уже в школьные годы. Тут же они занимают позицию в коллективе, определяя собственную социальную роль как минимум на 10 лет.
По мнению дипломированного психолога и кандидата экономических наук Екатерины Каталкиной, распределение ролей в коллективе, умение составлять план работы и последовательно осуществлять его различные пункты — намного важнее многих фактов из школьных учебников. Постоянное взаимодействие с одноклассниками учит коммуникации, при этом опыт общения может быть разным: с кем-то из них весело, с кем-то возникают постоянные конфликты, у кого-то можно спросить совета, а кто-то становится на долгие годы лучшим другом. Главная задача педагогов и родителей — помочь ребенку в формировании собственного мнения, а в последствии — и жизненного пути.
Как найти свое место в обществе — программа классного часа
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» различается в зависимости от класса: сценарий и материалы к занятиям составлены с учетом возраста школьников. Задачи педагога включают формирование ценностного отношения обучающихся к самореализации в обществе, чувства ответственности и развития навыков эмпатии.
Традиционно урок начинается с мотивационной беседы, где педагог с обучающимися размышляют на данную тему. Школьники младших классов могут принять участие в ассоциативной игре. Дети должны будут объяснить значение картинок, а также сказать, какие сюжеты рисует их воображение, когда они смотрят на то или иное изображение. Школьники 5-11 классов обсуждают уже сам процесс выбора, последствия правильного или неправильного решения.
Основная часть урока предполагает работу с фрагментами видеофильма «Первое дело». Обсуждение сюжета позволит выделить личностные качества человека, который нашел свое призвание и реализовал себя на пользу общества. Анализ этих качеств позволит школьникам создать обобщенный образ, который может послужить им моделью собственного поведения в будущем. Младшие классы обсуждают данную тему, используя определенные примеры, которые помогают детям визуализировать важность самоопределения в обществе. Также обучающиеся проводят совместно с педагогом анализ басни Л.Н. Толстого «Старик и Яблоня», который как раз и раскрывает ценностный смысл занятия.
Подводя итог, педагог предлагает школьникам ответить на ключевые вопросы. Например, что означает выбрать именно свою дорогу и как найти свой путь среди множества других. Для детей младших классов в рамках урока подготовлена специальная песня «Дорога добра».
Непростой выбор: как помочь ребенку найти себя в жизни
Осознание своей роли в обществе является сложным и длительным процессом, охватывающий значительный период жизни. С точки зрения психологии самоопределение — это процесс выбора человеком своих целей, жизненной позиции и норм поведения в определенных обстоятельствах жизни.
Детям необходимо пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Екатерина Каталина предлагает родителям ответить на вопросы: были ли у вас в школе любимые предметы и повлияли ли они на выбор профессии. Ведь если спросить у успешных представителей разнообразных сфер деятельности, то часто прослеживается закономерность. Так, технологу нравилась химия, фитнес-тренеру доставляла удовольствие физкультура, искусствоведу — МХК, филологу — русский язык и литература. Именно разнообразие предметов и возможность сравнивать дают ребенку первоначальное представление о том, что ему хотелось бы изучать, а что не вызывает никакого интереса.
— Отсутствие стремления к изучению какого-то предмета — это вовсе не плохо. Не стоит заставлять ребенка во чтобы то ни стало «зарабатывать» пятерки по нелюбимому предмету. Полезнее поинтересоваться, с чем связана эта нелюбовь. Это могут быть как плохие отношения с педагогом, так и непонимание материала.В этом плане урок «Разговоры о важном» помогут укрепить сплоченность класса, уделить внимание интересам и потребностям друг друга, поговорить о будущем и насладиться настоящим, — советует психолог.
Сегодня есть множество методик для определения задатков даже у детей младшего возраста. Практикующий психолог Мария Декусар поделилась в беседе с «Известиями», что самыми эффективными являются разнообразные кружки и консультанты по профессиям. Существуют профессиональные коучи, которые эффективно помогают выбрать главное при помощи психологических тестов, анализов, рисования и прямого диалога.
Кроме того, важно знакомить учеников с разными профессиями и дополнительными навыками, которые могут стать ключевыми для роста. Педагогу будет полезно поделиться своим опытом и сложностями, которые возникли на начальном этапе учительской карьеры.
Без табу: что нужно обсуждать с ребенком
Разговоры с авторитетными взрослыми помогут школьнику осознать свою роль в обществе. По словам психолога и расстановщика Лидии Свитенко, дети — это продолжение родителей. Необходимо дать ребенку возможность быть любым, в том числе и таким как все, ничем не отличаться от сверстников.
— Важно обсуждать чувства, но не корректировать их и не поучать. Родители должны разрешить школьникам бояться, а также рассказывать о своих страхах и о том, как они влияют на жизнь. Кроме того, нужно научить ребенка мечтать и моделировать разные ситуации в его воображении. Это может стать отличным ритуалом перед сном. И в этих мечтах обязательно проговаривать как хорошие чувства, так и те, которые принято называть плохими, — советует эксперт.
Сергей Даценко также утверждает, что беседовать с ребенком можно совершенно обо всем — но в том формате, который подходит ребенку. Чем меньше в разговоре табуированных вопросов, тем больше информации он получит из адекватного источника — от вас, а не от друзей во дворе или из интернета. Кроме того, подобные разговоры вырабатывают доверие и позволяют ребенку сформировать привычку обращаться к близким людям и идти на диалог в самих серьезных ситуациях.
По общему мнению собеседников «Известий», процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Именно на этом этапе школьники приходят к мысли о том, кто они в этой жизни, какие существуют ценности и т.д. С нынешним поколением нужно быть максимально откровенным и искренними, советуют психологи. Взрослые должны попытаться выстроить доверительные отношения с ребенком и постараться стать для него опорой.