Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко поддержал инициативу Китая по урегулированию кризиса на Украине
Мир
Захарова раскритиковала председателя Генассамблеи ООН за высказывания об СВО
Политика
Песков заявил об отсутствии точной даты визита Путина в Турцию
Мир
На Украине сообщили о повреждении газовой инфраструктуры в Полтавской области
Политика
В Кремле ситуацию в Палестине назвали одной из крупнейших гуманитарных катастроф
Мир
Путин рассказал об отношениях России и Турции
Мир
В Сербии заявили о переписывании Западом истории для очернения России
Экономика
В РФ стали штрафовать компании за выплаты иностранцам наличными
Происшествия
В Карелии гидроплан совершил жесткую посадку на озере Валлас
Общество
Хозяйка сгоревшего дома в Подмосковье обвинила в пожаре владельцев склада
Мир
Песков назвал недальновидным решением отказ Запада от мирного плана РФ
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в порту Черноморска в Одесской области
Мир
СМИ назвали российские ПВО самой большой угрозой для истребителей F-16 на Украине
Общество
Горящий ангар обрушился в центре Москвы
Общество
В Дагестане суд арестовал на два месяца трех задержанных за подготовку теракта
Общество
YouTube заблокировал канал исполнителя SHAMAN
Мир
СМИ сообщили о пригодности реки Сены для соревнований на ОИ-2024 в Париже
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выпустить консоль российского производства, создать онлайн-платформы для распространения игр и организовать собственные Game Awards. Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) 26 февраля опубликовала план по поддержке отрасли на ближайшие пять лет. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что конкурировать с PlayStation и Xbox вряд ли получится, хотя отечественный онлайн-магазин по модели Steam вполне возможен. «Известия» — об актуальных проблемах индустрии.

Конкуренция за консольное внимание

Ключевая цель РВИ — сохранение, восстановление и развитие игровой отрасли, ее учредили в конце декабря 2022 года. Она координирует взаимодействие между бизнесом, научно-образовательными сообществами и госсектором для повышения привлекательности инвестиций в игровые проекты, а также способствует их продвижению на глобальном рынке. 26 января организация опубликовала план на ближайшие пять лет.

План РВИ до 2029 года включает в себя много пунктов: начиная от поддержки киберспортивных мероприятий и небольших инди-студий, заканчивая производством книг и фильмов об играх, а также созданием геймерских направлений подготовки в вузах. Но, как считают опрошенные «Известиями» эксперты, далеко не все пункты дорожной карты затрагивают актуальные проблемы российской индустрии, а некоторые из положений стоит доработать.

Один из самых амбициозных пунктов — создание собственной игровой консоли. Основная сложность этой задумки — конкуренция с PlayStation и Xbox. Несмотря на то что напрямую цифровые копии игр к ним купить в России в разы сложнее, эти приставки до сих пор остаются популярными в стране. Как считает директор фестиваля «Стримфест» Михаил Лисецкий, игровые консоли — это в первую очередь закрытые экосистемы для свободного глобального рынка.

консоль
Фото: РИА Новости/Павел Бедняков

— В ситуации, когда рынок сбыта ограничен, сама идея проприетарного hardware-запуска (проприетарное программное обеспечение — ПО, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей. — «Известия») едва ли может быть обоснована. Не говоря о том, что платформу продают игры, и верная постановка вопроса такова: какие отечественные игры будут настолько интересовать геймера, что он будет готов купить под них отечественную игровую консоль? — рассуждает эксперт.

Важность эксклюзивов подтверждает Atomic Heart — одна из самых громких игр прошлого года, но она вышла в России исключительно на платформе VK Play. Это не помешало русским пользователям, привыкшим к более известным мировым сервисам (Steam, Epic Games Store), установить отечественный онлайн-магазин, чтобы поиграть в Atomic Heart. Подобное может сработать и с российской консолью, если на нее выйдет достаточно громкий и интересный эксклюзив. По этой же модели работают PlayStation и Xbox — существует ряд игр, которые доступны только для этих устройств. Из-за этого сохраняется интерес к этим консолям.

Как считает эксперт в области фиджитал-спорта и преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия» Даниил Лопатников, российские разработчики вполне могут создать конкурентоспособную консоль — в отечественном геймдеве сейчас трудится немало опытных специалистов, имеющих опыт работы в крупных зарубежных корпорациях.

геймеры
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Весь вопрос в наличии политической воли и необходимых финансовых вложениях со стороны крупных инвесторов. Возможно, ими могли бы стать крупные российские компании, в первую очередь высокотехнологичные госкорпорации или банки с государственным участием, — объяснил Даниил Лопатников.

Взять проверенное, исправить недочеты

Запуск альтернативной платформы для продажи отечественных и зарубежных игр — тоже амбициозная задумка, которую непросто реализовать на уже сложившемся рынке. На сегодняшний день главным цифровым магазином остается Steam от компании Valve — на нем пользователям предлагают более 50 тыс. проектов, и это число увеличивается ежедневно.

Пока Steam наиболее лояльно относится к геймерам из России — кошелек всё еще можно пополнить, покупка большинства релизов не ограничена. Отдельные продукты всё еще могут быть недоступны из-за прямых запретов издателей. Steam также поощряет инди-разработчиков: проводит специализированные фестивали, бесплатно рекламирует и рекомендует их проекты. Успешным опытом зарубежных коллег могут воспользоваться российские специалисты.

Михаил Лисецкий считает, что рынок работает со Steam не потому, что это идеальная платформа, а потому, что она самая аудиторная. А для создания домашнего игрового сервиса лучше обратить внимание на те функции, в которых у Steam есть проблемы.

steam
Фото: ТАСС/Zuma

— Для примера назову систему автоматических рекомендаций для пользователя. Если механика с «кураторами» на Steam работает хорошо, то обычная «предложка» на основе доступных платформе данных о пользователе сейчас просто провалена Valve. Представляется, что создание системы рекомендаций с использованием диалоговой нейросети может стать прорывом в этом направлении. Также хорошим — пусть и парадоксальным — решением стало бы создание системы рекомендаций, выходящей за пределы экосистемы. Пусть не все рекомендованные игры будут доступны в магазине, сама услуга будет оценена пользователем положительно и он за ней вернется — и это привяжет его к платформе, — объяснил Михаил Лисецкий.

Спортивный интерес и доля субсидий

В плане РВИ заявлена поддержка киберспортивного направления и проведение собственных чемпионатов по отечественным играм. Направление очень перспективное, достаточно взглянуть на масштаб «Игр будущего» в Казани, но большую часть финансирования, скорее всего, предоставит государство.

В мировой практике уже были примеры искусственно созданной киберспортивной среды — Blizzard вкладывала немало денег в соревнования по Overwatch и Heroes of the Storm. Спортивное подразделение первой игры прекратило существование еще в прошлом году, второй проект находится в режиме поддержания: почти отсутствуют какие-либо обновления, но серверы пока не выключают. Оба релиза не сформировали органичное соревновательное сообщество среди фанатов и лучших геймеров, вместо этого Blizzard вкладывала в них дополнительные средства. Поддержка проектов правительством, а не частными компаниями, тоже может быть недостаточной для естественного формирования фанатского и профессионального сообщества вокруг игр.

Как считает учредитель АНО «Кафедра киберспорта» Николай Скаржинский, нет ничего плохого в поддержке государством видеоигровых проектов. Но слепо вливать денежные средства в проекты нельзя.

киберспорт
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

— Нужно проанализировать отклик реальных пользователей и корректировать поддержку исходя из него. Стоит также отметить, что почти весь киберспорт в мире сейчас имеет ограниченное финансирование, и довольно мало киберспортивных проектов окупаются. Тем не менее они существуют, — рассказал Николай Скаржинский.

По мнению же Михаила Лисецкого, российская игровая индустрия долгие годы развивалась и показывала хорошие результаты без государственного вмешательства.

Что действительно требует поддержки и всегда требовало, так это развлечения с социальным аспектом. Например, развивающие видеоигры для детей с особенностями развития, игры для слабовидящих и слабослышащих. К слову, адаптация уже вышедших игр для таких пользователей тоже требует денег, но они редко находятся у разработчиков и издателей — и вот тут государство действительно может помочь, — отметил эксперт.

Проблемные точки

Николай Скаржинский добавил, что в плане РВИ почти все проблемы затронуты лишь общими словами, нужно следить за конкретными действиями. Главная проблема отечественных игр заключается в их относительно небольшой популярности в мире, полагает специалист.

Развития не будет без значительного количества игроков. А в плане РВИ эта тема затронута лишь косвенно. Не уточняется также, какие инструменты продвижения будут использованы. Важно понимать, что игровая индустрия многих стран, включающая консоли и культовые видеоигры, выстраивалась десятилетиями и при этом до сих пор испытывает серьезные проблемы. Например, компания Epic Games, невзирая на свою растущую популярность, до сих пор несет огромные убытки при продвижении своих игр, — объяснил «Известиям» Николай Скаржинский.

разработчики
Фото: ТАСС/Zuma

Он также добавил, что при комплексном и экспертном подходе у России есть все шансы через несколько лет попасть в топ мирового рейтинга по разработке и продвижению игр.

Директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко считает, что план РВИ достаточно емкий, но есть некоторые нюансы, которые еще можно доработать.

— Мне, например, не очень понятно, почему в российских игровых продуктах киберспортивная составляющая по плану включается только через пять лет. На мой взгляд, это можно сделать уже сейчас. Всё для этого готово. Впрочем, в остальном в плане затронуто всё то, что актуально именно сейчас. Если появится что-то новое, это всегда можно своевременно добавить по ходу проработки плана на уровне экспертов, представителей индустрии, органов исполнительной и законодательной власти, — объяснил «Известиям» Александр Горбаченко.

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что сейчас российская игровая индустрия продолжает развиваться и перестраиваться после введения ограничений. Многие ее составляющие вовсе создаются с нуля, поэтому любая поддержка скажется на ней положительно. Но реализовать программу вряд ли получится в ближайшие пять лет, более реальные сроки — 10 лет и далее.

Прямой эфир