Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США внесли изменения в антироссийские санкции
Мир
Путин пообещал Эрдогану посетить Турцию
Мир
СМИ узнали об обсуждении демократами требований снять Байдена с предвыборной гонки
Мир
В Астане начались переговоры Путина и Си Цзиньпина
Наука и техника
Глава «Роскосмоса» подтвердил высадку американцев на Луну
Мир
Экономист Сакс назвал США худшим врагом Украины
Общество
Юрист рассказала об особенностях каждого вида пенсионного обеспечения
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Туризм
Саудовцы оформили рекордное количество электронных виз в РФ в июне
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетном обстреле со стороны «Хезболлы»
Общество
Суд зарегистрировал административный протокол на основателя The Insider
Экономика
В Минэкономразвития сообщили о замедлении инфляции в России
Мир
Во Франции неизвестные украли легендарный меч Дюрандаль
Мир
Google поставил новый рекорд по выбросу парниковых газов

Неудобный Додик

Балканист Милан Лазович — о трудностях, которые Республика Сербская создает Западу
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В одной из самых неблагополучных стран Европы, Боснии и Герцеговине (БиГ), в последнее время вновь начали усиливаться тенденции по дестабилизации внутриполитической обстановки, связанные, прежде всего, с позицией президента Республики Сербской (РС) БиГ Милорада Додика.

Стоит напомнить, что Додик выступает за более широкую автономию Республики Сербской в составе БиГ и резко против внешнего управления в лице высокого представителя мирового сообщества по Боснии и Герцеговине Кристиана Шмидта. Лидер РС все чаще игнорирует политические решения и рекомендации последнего, заявляя, что его кандидатура не была одобрена Советом Безопасности ООН, называя его «туристом» в Боснии. Лидер боснийских сербов не стесняется также говорить о возможном выходе Республики Сербской из состава БиГ путем референдума и о возможном дальнейшем присоединении к Сербии, если давление со стороны Федерации БиГ на него лично и на республику продолжит расти.

Милорад Додик уверенно и последовательно выстраивает отношения с Россией, совершая ежегодные регулярные визиты в Москву. Он выражает полную солидарность с внешнеполитической линией РФ в нынешних условиях кризиса безопасности в Европе и не стесняется открыто говорить о дружбе с президентом Владимиром Путиным. За все это он попал под персональные западные санкции, над которыми сам открыто насмехается, а также получил статус крайне неудобного политика в Европе для Запада, который явно противостоит всем западным ценностям и выстраивает внешне- и внутриполитическую линии в соответствии с интересами боснийских сербов.

Суть внутриполитического конфликта внутри страны между Баня-Лукой и Сараево состоит не только в разных подходах ко многим темам международной повестки дня, но также в вопросе имущества Республики Сербской, частично находящегося на территории Федерации Боснии и Герцеговины. Центральные власти БиГ приняли решение заблокировать намерения Республики Сербской начать его оформление в свою собственность. Прокуратура Боснии и Герцеговины выдвинула официальные обвинения против Милорада Додика и инициировала судебный процесс над ним. Лидер боснийских сербов обвиняется в невыполнении решений Конституционного суда и игнорировании высокого представителя Кристиана Шмидта. Суд намерен добиться тюремного заключения для Додика (до пяти лет тюрьмы) с последующим запретом занимать государственные посты и заниматься политикой в целом.

Власти Республики Сербской считают обвинения сфабрикованными, а сам процесс политическим и полностью ангажированным. Действительно, в свете актуальной геополитической ситуации вся деятельность против РС и ее властей с высокой долей вероятности направлена на то, чтобы лишить Республику Сербскую суверенитета, а самого Милорада Додика убрать с политического поля, поскольку он вызывает огромное раздражение и остается крайне неудобной фигурой для Запада.

Сам Додик подтвердил эту позицию, нелицеприятно высказавшись о высоком представителе Кристиане Шмидте и после США в Боснии и Герцеговине Майкле Мерфи, назвав их «кретинами». Впрочем, послу США Додик много раз и ранее посылал сигналы о том, что не следует грубо вмешиваться во внутренние дела Республики Сербской, поскольку Босния и Герцеговина — «не колония» и не нуждается во внешнем управлении, либо советах от западных покровителей.

В качестве ответного шага в конце прошлого года Баня-Лука решила инициировать собственные контрмеры. Был рассмотрен законопроект, наделяющий руководителей Республики Сербской и ее представителей в центральных органах власти иммунитетом против преследований по обвинениям со стороны высокого представителя по Боснии и Герцеговине, а также изучены поправки в закон о референдуме. Их цель — утверждение состоятельности референдума при наличии просто большинства голосов. Сам же Додик заявил, что в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре этого года он вновь намерен рассмотреть вопрос о независимости и выходе Республики Сербской из состава БиГ. Ведь Трамп вряд ли будет чинить серьезные препятствия боснийским сербам в процессе выхода из БиГ.

Несмотря на санкционное и политическое давление, Милорад Додик твердо намерен продолжать борьбу и отстаивать интересы Республики Сербской. Он последовательно занимает позицию по поддержке РФ, сохраняет плотные связи не только с российским руководством, но и Виктором Орбаном, Александром Вучичем и Робертом Фицо, которых сложно назвать удобными фигурами для западного истеблишмента. Кроме того, 17–19 февраля он возглавил делегацию, которая посетила Минск. 20 февраля Милорад Додик прилетел в Казань, где 21-го стартуют «Игры будущего». И, разумеется, в столице Татарстана Додик проведет переговоры с российской стороной.

При этом судебный процесс против него пока продолжается. Предсказать промежуточные итоги представляется крайне затруднительным, поскольку борьба идет в достаточно жестком режиме, а само государство Боснии и Герцеговины, созданное по итогам Дейтонских соглашений 1995 года, подобно лоскутному одеялу: в тесной связке, становящейся все более шаткой, проживают сербы с одной стороны и хорваты и босняки — с другой. Где ситуация может сдетонировать и каково будущее Боснии и Герцеговины в таком формате «государства-пазла» с внешним управлением — также остается открытым вопросом. Однако при твердой и последовательной позиции Милорада Додика, при которой он проводит политическую линию, противоречащую общепринятому нарративу на Западе, перспектива сохранения напряженности и политического преследования руководства Республики Сербской остается стабильно высокой.

Справка «Известий»

Босния и Герцеговина состоит из двух образований (энтитетов) — из хорвато-мусульманской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Кроме того, между ними расположен округ Брчко, который находится под международным управлением. В системе государственного управления пропорционально представлены три основных народа: босняки (принявшие ислам славяне), хорваты (католики) и сербы (православные). У каждого энтитета есть собственные Конституция, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Соглашение, подписанное в 1995 году, положило конец гражданской войне в стране, длившейся около трех лет. РФ наряду с США, Германией, Великобританией и Францией выступила гарантом переговорного процесса. Впрочем, назначение Кристиана Шмидта высоким представителем по Боснии и Герцеговине в РФ считают нелегитимным, поскольку оно прошло без санкции Совета Безопасности ООН, поэтому Москва эту кандидатуру не признает.

Автор — программный координатор Российского совета по международным делам

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир