Время чинит: водители ждут запчасти для машин из КНР до 3–5 месяцев
Время ожидания крупных запчастей для автомобилей китайских марок может составлять до пяти месяцев, рассказали «Известиям» водители и подтвердили представители отрасли. Речь идет о коробках переключения передач, задних крыльях, кузовах и элементах салонов. Дефицит касается прежде всего тех брендов, которые продаются в России недавно: Changan, Li, Zeekr, FAW, BYD. Они еще не успели сформировать склады запчастей и настроить логистику для позиций «под заказ». Таким образом, если речь идет не о таких распространенных брендах, как Chery, Geely и Haval, многие детали купить сложно, дорого и долго.
Долгое ожидание
Москвичка Анна купила автомобиль Changan UNI-V в июле 2023 года у официального дилера. Обошелся он ей в 2,7 млн рублей. Но уже в сентябре девушка попала в ДТП: грузовик повредил у ее машины задний бампер.
— Уже пять месяцев мне не могут починить автомобиль, так как в сервисе, в котором должны это сделать, нет необходимых деталей, — рассказала потерпевшая «Известиям». — Для ремонта нужны усилитель заднего правого крыла, бампер и еще ряд запчастей. В дилерском центре, где я купила автомобиль, их тоже не оказалось.
Тогда Анна позвонила в официальное представительство Changan Auto в России. Там ей помочь не смогли, а порекомендовали обратиться в салон, где был приобретен автомобиль. «Известия» направили запрос в Changan Auto с уточнением, известно ли компании о нехватке запчастей для их автомобилей.
Задержки в поставках деталей для китайских брендов действительно есть, признали представители станций технического обслуживания автомобилей (СТО). Сроки ожидания деталей в некоторых случаях достигают трех месяцев, рассказал член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Проблема коснулась в основном крупногабаритных деталей.
— Тех запчастей, которых нет в наличии, можно ждать от одного до трех месяцев, — рассказал он «Известиям». — Быстрой логистики из Китая пока нет. И это отражается на сроках доставки таких деталей, как КПП, задние крылья, то есть тех, что дорого отправлять самолетом.
Проблему с доставкой деталей для ремонта признали и в сети автосервисов Fit Service (объединяет более 300 СТО). Чем более редкой будет марка и модель автомобиля, тем сложнее будет поиск и дольше срок ожидания запчасти, рассказал «Известиям» руководитель станций кузовного ремонта сети Ярослав Кукарин.
— Китайские бренды только начали свое развитие на российском рынке, поэтому склады запчастей под автомобили еще формируются, — сказал он. — Для позиций «под заказ» пока не настроена логистика. Таким образом, многие детали купить сложно, дорого и долго.
Ярослав Кукарин привел один из последних примеров долгого ожидания: китайскому электромобилю BYD требовалась замена кузовных деталей. Их искали 2,5 месяца, но в результате владельцу машины пришлось самому заказывать запчасти через знакомого.
Эксперт добавил, что чаще всего автосервисы сталкиваются с отсутствием кузовных деталей для автомобилей Changan, Li, Zeekr и FAW.
Чем новее для российского рынка модель машины, тем сложнее найти для нее запчасти.
— Нехватка деталей становится следствием того, что дилер получает много автомобилей сразу, а склады не успевают сформироваться. Случается, что дилер закупил автомобили, но на запчасти не хватило денег. Тогда детали приходится заказывать, что занимает определенное время, — пояснила управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
Как чинить китайские автомобили
Сейчас в России открыто около 2 тыс. дилерских центров китайских марок, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Однако некоторые производители — как тот же BYD — в нашей стране официально не представлены. В результате неавторизованные сервисы сталкиваются с проблемами в их обслуживании: этот процесс основан на использовании официального оборудования и дистанционного доступа с помощью кодов, которые необходимы и для установки деталей. И эти коды обновляются каждый день.
— Это касается автомобилей Zeekr, Lixiang и других премиальных брендов, — рассказала Ирина Франк.
Но починить китайские автомобили в России всё же можно. В частности, благодаря подержанным запчастям. Доля б/у деталей для автомобилей популярных марок уже достигает 40% в общем объеме предложения. В основном это элементы кузова, интерьера и оптика.
— Сегодня большинство объявлений о продаже запчастей для китайских автомобилей (93%) относится к популярным в России маркам Chery, Geely и Haval, — рассказали «Известиям» представители площадки по покупке и продаже автомобилей «Дром». — Этот сегмент рынка значительно вырос и стал похож на привычный рынок запчастей.
Кроме того, за последние два года, пока отечественный автопарк насыщался моделями из Китая, некоторые российские и белорусские компании наладили производство запчастей-аналогов для китайских машин, отметили представители площадки.
Если не брать в расчет сложный ремонт, который требует замены целых узлов, то сейчас нет проблем с расходниками для техобслуживания, заявил руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Илья Иванский.
— На рынке появляется всё больше качественных аккумуляторов и других комплектующих российского производства, — рассказал он «Известиям».
Эксперты, опрошенные изданием, сошлись во мнении, что проблема дефицита запчастей может решиться в этом году, когда Китай займет более прочное положение на российском рынке.