Минприроды вынесло на общественное обсуждение поправки в закон, которые призваны усилить охрану занесенных в Красную книгу грибов. Так говорят авторы инициативы. На самом деле создается ощущение, что под видом заботы о редких грибах и растениях ведомство хочет сделать возможным капитальное строительство на тех территориях, где они обитают.
Принятие законопроекта развяжет руки тем, кто давно хотел застроить, в том числе и в туристических целях, места произрастания краснокнижных растений и грибов. А это может повлечь за собой уничтожение целых естественных популяций и даже отдельных видов.
Почему я так считаю? Во-первых, сама инициатива достаточно неочевидна. Минприроды разработало поправки в закон «Об охране окружающей среды», предлагая распространить нормы по охране растений на грибы, так как это отдельное царство живых организмов. По мнению авторов законопроекта, в действующем охранном законодательстве грибов нет.
Но это спорное утверждение. В нынешней редакции закона речь идет о «растениях, животных и других организмах», относящихся к видам, занесенным в Красные книги. И грибы, безусловно, относятся к организмам. То есть закон уже в полной мере регулирует отношения, связанные с охраной редких грибов. Получается, необходимости что-либо менять просто нет.
Зачем тогда нужен законопроект? Не исключено, чтобы внести в закон новую и весьма спорную норму. Она предполагает, что краснокнижные растения и грибы можно будет изымать из мест обитания, чтобы построить там капитальные объекты или заниматься иной хозяйственной деятельностью. Например, вести добычу полезных ископаемых, размещать спортивные и туристические строения.
Сам факт включения объектов в Красную книгу означает, что их популяции или виды находятся под реальной угрозой исчезновения или являются редкими. Если разрешить их изъятие для хозяйственной деятельности, это приведет к еще большему ухудшению состояния указанных видов.
Вызывают серьезные сомнения и указанные в законопроекте компенсационные мероприятия по восстановлению растений и грибов, занесенных в Красную книгу. Сложно представить восстановление популяций редких грибов с их обширными симбиотическими связями. А, например, лобария легочная — эпифитный лишайник, растущий только на коре деревьев — в 100% случаев погибает при рубке леса.
Какие компенсационные мероприятия возможны для таких объектов, остается только догадываться.
Сейчас в Красную книгу России включено 74 лишайника и 42 гриба. Встречаются они на всей территории страны, имеют разную степень редкости и уязвимости. И некоторые из них, несмотря на охранный статус, активно заготавливаются.
Например, рядовка Мацутакэ, произрастающая на юге Дальнего Востока, настолько популярна в китайской кухне, что стала объектом промышленной заготовки. В результате это единственный вид грибов, незаконные добыча, сбор, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или продажа которого (его продуктов, частей и дериватов) подпадает под действие недавно внесенной в Уголовный кодекс РФ статьи 260.1.
Но основную угрозу редким грибам несет как раз разрушение мест их обитания. Даже если говорить о краснокнижных древесных растениях, для которых теоретически возможно создание лесных культур, опыт показывает, что их успешное восстановление происходит крайне редко.
И даже если предположить, что компенсационные меры будут соблюдаться, всё равно при реализации таких видов хозяйственной деятельности, как сплошные рубки леса, строительство, прокладка дорог, устройство карьеров, будет уничтожаться среда обитания редких растений. И это прямо запрещено законом.
Стоит отметить, что многие редкие растения — это индикаторы естественных экологических систем, а также хорошего состояния окружающей среды (та же лобария легочная — индикатор чистоты воздуха, поскольку крайне чувствительна к его загрязнению). А значит, легализация уничтожения краснокнижных растений и среды их обитания — это фактическая индульгенция разрушения естественных экологических систем, которые, согласно закону «Об охране окружающей среды», должны сохраняться в приоритетном порядке.
В отличие от многих стран в России Красная книга — это не просто список редких животных и растений, а правовой инструмент, который позволяет реально сохранять их самих и среду их обитания. Это один из важнейших природоохранных механизмов, и нельзя допустить его отмены или ослабления.
Автор — координатор программы по ООПТ природоохранного проекта «Земля касается каждого», член бюро Экспертного совета по заповедному делу
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора